03.05.2006 | 16:46

Домовая церковь Юсуповского дворца

Юсуповский дворец Санкт-Петербурга возрождается. Реставраторы работают над восстановлением домовой церкви Покрова Пресвятой Богородицы. Каждый день приносит открытия. О непростой судьбе одного из самых красивых особняков Северной столицы рассказывают "Новости культуры".

Еще совсем недавно только сотрудники Юсуповского дворца знали историю этой прямоугольной весьма невыразительной комнаты. До отъезда владельцев особняка за границу там была домовая церковь Покрова Богородицы. Воссоздать ее - это восстановить историческую справедливость.

Нина Кукурузова, директор Юсуповского дворца говорит: "Вы прекрасно знаете, что произошло убийство Распутина в нашем доме, и мне захотелось, ну мне кажется, что можно открытием храма уравновесить добро и зло".

Николай Борисович Юсупов-младший решил строить домовую церковь в своем дворце на Мойке после смерти любимой жены Татьяны. В 1878 он приглашает для этого архитектора Кенеля, ученика знаменитого Тона. Более года группа подвижников искала эскизы и чертежи Кенеля в архивах. Выяснили – церковь располагалась внутри дворца подобно деревянной шкатулке, причем и сами деревянные панели, и несущие стены были расписными. Дмитрий Бутырин создал эскизный проект, полагаясь на иконографию, но даже такому опытному специалисту не хватает фотографий. Архитектор-реставратор рассказал: "По этому церковному помещению, к сожалению, у нас только есть авторский проект, а мы знаем, что в процессе осуществления авторского проекта всегда бывают какие-то изменения, какие-то коррективы, они неизбежны. И вот какими были эти коррективы, мы могли бы, конечно, по фотографиям установить совершенно документально".

Говорят, особенно красивым в церкви был купол - 12 апостолов, паруса с евангелистами. В советское время потолок сделали плоским.

Работа реставраторов необычайно сложна и кропотлива. Расчисткой стен начали заниматься в сентябре, постепенно сняли 17 слоев краски, и под ней нашли исторические росписи темперой, которые удастся восстановить. "Мы находим маленькие фрагменты, по которым мы потом, собирая их, воссоздаем цветовую гамму всего интерьера", - говорит Армен Газиянц, художник-реставратор.

Читайте также:

Глеб Морев о Юсуповском дворце>