20.03.2012 | 09:21

Фотографии Криса Маркера представлены в рамках "Фотобиеннале 2012"

9-й Международный месяц фотографии в Москве, «Фотобиеннале» представляет лучшее в мировой фотографии, пытается, как и прежде, объять необъятное, и в общем, к этой цели подходит почти вплотную. В этом году когорту хрестоматийных авторов представляет Крис Маркер. Выставка работ маститого кинорежиссера, поэта, критика, фотохудожника называется «Фильмы и фотографии». Он изучал философию в Сорбонне. Трудно сказать, стал ли выбор фаукльтета следствием философского склада его личности или его причиной, но философский подход к жизни пронизывает все творчество Криса Маркера. А самого мэтра называют создателем грамматики документального кино. Рассказывают «Новости культуры».

Широко известный в интеллектуальных кругах кинематографист, фотограф, писатель, Крис Маркер всю жизнь экспериментирует с формой. Он начал создавать свои новаторские работы, когда послевоенный мир искал новый язык в искусстве.

«Сейчас смотришь фильм «Артист», и думаешь, к чему обращался фильм, и понимаешь, что, конечно же, его режиссер не мог не знать фильмов Криса Маркера, потому что это абсолютная классика для всех, кто работает и развивает кинематограф», – говорит директор Московского дома фотографии Ольга Свиблова.

Признание пришло к Крису Маркеру после короткометражного фильма «Взлетная полоса». Футуристическая история о субъективном переживании путешествий во времени рассказана с помощью черно-белых фотографий. Он легко пересекал границы и в искусстве и в жизни - был одним из немногих, кому довелось снимать Северную Корею после гражданской войны. Маркер показал послевоенную жизнь без цензуры, но и без Ким Ир Сена. Эту серию фотографий не признали ни к северу ни к югу от 38-й параллели. Воспринять особый язык Маркера и сегодня готовы не все.

«Он мыслит какими-то кинематографическими образами и у него поэтому композиция тоже киношная, и то, что он представил – это какие-то стоп-кадры», – считает фотограф Виктор Ахломов.

При взгляде на эти женские портреты, сделанные в парижском метро, возникает вопрос, почему серия называется «Который час?» Дело в том, что Маркер снимал скрыто, камера была спрятана в наручных часах. Так он смог поймать в потоки времени едва уловимые моменты, когда человек максимально близок к своей природе.

Радикальный и лиричный, 90-летный Крис Маркер продолжает активно работать и влиять на современный художественный процесс, оставаясь классиком эксперимента.