04.05.2006 | 19:47

Ансамбль "Амар-сайн": вчера и сегодня

"Здравствуйте!" - так переводится с бурятского название ансамбля из поселка Агинское "Амар-сайн". Именно так вот уже 15 лет коллектив приветствует на своих выступлениях и жителей окрестных сел, и зрителей больших городов – причем, не только России. О том, как сегодня живет ансамбль "Амар-сайн", два года назад получивший статус государственного театра песни и танца - в специальном материале "Новостей культуры".

Стоит отложить все свои дела… ведь в клубе – концерт ансамбля "Амар-сайн". Такие гастроли - дело для артистов обычное. В село "Цокто-сангил" артисты приезжают примерно четыре раза в год. 38 человек. Вокалисты, оркестр и балет. На всех – костюмы, сшитые по эскизам народного художника Монголии – Гунгая Сухэ. Каждая бусинка пришита вручную. Каждый головной убор – произведение искусства. За изготовлением наблюдают ученики мастера - монголы – Бямба и Лхагва Сэрэн. Общаются на монгольском или бурятском – разница в языках небольшая. Работы много – в репертуаре ансамбля – бурятские, монгольские, китайские, татарские, и калмыцкие танцы.

Есть в ансамбле и свои звезды. Например – мастер горлового пения – Леонид Бабалаев. За 20 лет его певческой карьеры он стал любим и узнаваем не только во многих селах округа, но и во многих концертных залах мира.

В Агинское Леонид Бабалаев переехал 6 лет назад. С собой взял самое необходимое – карту, где он помечает маленькими флажками места гастролей. И фотоальбомы – напоминание о хореографическом ансамбле "Байкал" - в котором протанцевал… 20 лет. Да вот и все. У кочевников не принято обрастать скарбом.

Свой инструмент – морин хур – собрал уже здесь. Нашел сломанный в каком-то ДК. Заказал у мастера резные украшения из кости.

Леонид Бабалаев, заслуженный артист Бурятии: "Сам сделал, восстановил, правда из фанеры. Но фанер - более звучный. Тут же не достанешь, например, как у скрипки вот… канадский клен".

Дерево в агинских степях – действительно дефицит. А вот поддержку артисты найдут везде. В селах, на чабанских стоянках, в монастырях. Многие традиции передаются из поколения в поколение, и - буддийские ламы играют в этом не последнюю роль.

Нам сложно в это поверить, но вот так запросто каждый житель Агинского округа может поговорить с их главным божеством – богом Жамсараном. Это бог, который приходит на помощь каждому, кто в ней нуждается, если с бедой не справляются его помощники.

Вот бог богатства, бог флоры и фауны, знаменитый белый старец. Мистический буддийский танец ЦАМ существует не одно тысячелетие. Сейчас его танцуют только на Тибете и в Агинском округе.

Балдандашев Булат, главный балетмейстер: "Мы когда ставили, мы приезжали сюда к ламам -священникам и благословение получали, потому что это – священный танец и его нельзя танцевать на сцене".

ЦАМ танцуют один раз в год. На его подготовку у лам уходит полтора месяца. Каждое движение должно соответствовать канону. В масках, которые весят до 16 килограммов, даже дышать трудно. Каждое выступление – для ансамбля "Амар-сайн" особое. Потому что почувствовать себя богом – как говорят буддисты – может каждый.