04.05.2006 | 19:53

Работы художников-баталистов Студии имени Грекова

Маяковский хотел "чтоб к штыку приравняли перо", художники-баталисты Студии имени Грекова "к штыку приравнивают кисть". Уникальный коллектив живописцев возник в 34-м году. Во время Великой Отечественной художники были летописцами военного времени. Их работы можно увидеть на выставке в галерее "Тушино", посвященной Дню Победы. Рассказывают "Новости культуры".

Настоящие батальные полотна – роскошь, которую художники смогли позволить себе только после войны. А вот в самый страшный первый год востребованными оказались графики. Знаменитые плакаты – их молниеносный ответ фашизму. С карандашом и листом бумаги художники-графики были очень оперативны и маневренны. Студия Грекова организовывала целые отряды художников, которые рисовали прямо во время боев в самых горячих точках. Полотна Усыпенко, Севостьянова, Кокорина созданы в первое послевоенное десятилетие по фронтовым эскизам. А вот Николая Бута относят уже к следующему поколению военных художников. Когда в фокусе оказывается не полк или дивизия, а один единственный человек – рядовой, офицер, медсестра.

Александр Шклярук, искусствовед: "Главное – психологизм, характер. Сосредоточить внимание на лице".

И сегодня психологическая достоверность – сильная сторона студийцев. Этот портрет Александра Покрышкина - трижды героя Советского Союза, сбившего 59 немецких самолетов, написан всего 10 лет назад. Позировал художнику другой герой – ликвидатор аварии на Чернобыльской АЭС Николай Антошкин. Вдове Александра Покрышкина портрет понравился.

Ольга Тихомирова, начальник научно-просветительского отдела Центрального музея Вооруженных Сил: "Больше всего ей хотелось прикоснуться к рукам Саши. Настолько они были живые".

Хроника Нюрнбергского процесса – около 200 рисунков – это настоящий рекорд, который установил Николай Жуков, намного опередив своих коллег из других стран. Скамья подсудимых и трибуна находились очень далеко от закутка, где разрешили стоять художникам и журналистам.

Александр Шклярук, искусствовед: "В одной руке бинокль, в другой карандаш. Почти на ощупь надо было схватывать и рисовать".

Эта страшная гонка за событием стоила художнику зрения. Выкладываться до конца – одна из основных заповедей, которой следует вот уже пятое поколение студии военных художников имени Грекова. Работы в "горячих точках" у них и сейчас хватает.