05.05.2006 | 16:44

Сто лет со дня рождения Виталия Полицеймако

Сегодня исполняется 100 лет со дня рождения народного артиста СССР Виталия Полицеймако. Легендарный актер более тридцати лет прослужил на сцене Большого драматического театра в Ленинграде. Великий талант, сильная личность - в жизни он имел только одну привилегию – поддерживать других и никогда не просить снисхождения к себе. "Сила жизни" - была главной чертой его характера. О счастливой и сложной судьбе Виталия Полицеймако – рассказывает корреспондент "Новостей культуры".

Легенда гласит - однажды на белоснежном потолке в этой гримерке расписались два молодых актера. Внезапно дверь распахнулась, и на пороге появился орденоносец Виталий Полицеймако. "Портите казенное имущество",- рявкнул лидер труппы и тут же поставил здесь свой автограф. Он всегда и во всем стремился быть первым, находиться в центре внимания. И это ему почти всегда удавалось.

Он играл социальных, как говорят в театральном мире героев. В русской классической драматургии и пьесах 20-30-х годов - это главные роли. "После бала", "Человек с ружьем", "Мещане", "Егор Булычев", "Разлом" - список более чем длинный - три десятилетия Виталий Полицеймако ведущий актер БДТ.

Кирилл Лавров, народный артист СССР, художественный руководитель БДТ им.Товстоногова: "Виталий Павлович здесь был такой некоронованный король".

Он родился в Царицыне на Волге. 20-й ребенок в семье - часто болел и почти не говорил. И вдруг чудо - Виталий поправился и, возможно, как следствие,стал невероятным жизнелюбом.

Судьба хранила его всю жизнь - во время блокады взрывной волной актера выбросило в Фонтанку, его считали погибшим, но он выжил. Невероятная витальность, харизма, как сейчас говорят, выделяла его даже среди ярких людей. Делала его красавцем.

Изиль Заблудовский, заслуженный артист России: "Он обладал потрясающим обаянием, женщины просто падали перед ним, а кроме этого, добавлялось это еще и удивительно мощным темпераментом, который и в жизни, и на сцене из него пер просто".

В труппе его уважали, режиссеры прислушивались к его мнению. Он сам мог выбирать роли в спектаклях.

Играл Карандышева в "Бесприданнице" - робкого героя-любовника, и это с такой-то брутальной внешностью. Сложная ситуация возникла в 1956-м, когда труппу возглавил новый режиссер.

Изиль Заблудовский, заслуженный артист России: "Когда пришел Георгий Александрович Товстоногов, то один из актеров, не очень большой артист Дмитриев сказал: "Ну хватит есть главных режиссеров. На что Георгий Александрович сказал: "Я несъедобен".

Эту фразу адресовали Полицеймако. Двух лидеров в труппе быть не может – для актера наступили не лучшие времена. Перетягивание каната закончилось, когда через год Товстоногов предложил Полицеймако сыграть Эзопа.

Это был триумф. Звездная роль Виталия Полицеймако, пик его карьеры. Он снова занял место главного актера труппы - свое законное место.

Ему везло - профессиональная востребованность и невероятная популярность в театральном Ленинграде. Еще несколько счастливых лет - и инсульт прямо во время первого действия "Варваров". Полицеймако внезапно ослеп и не смог произнести своих слов, но дожил на сцене за своего героя, покинул театральные подмостки по-королевски, как отмеченный Богом великий артист.


100 ЛЕТ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ АКТЕРА. "Виталий Полицеймако - fors vital'!"