20.03.2012 | 10:34

Сегодня отмечает юбилей Ирина Антонова

Гранд дама российской культуры Ирина Антонова сегодня принимает поздравления с юбилеем. Полный кавалер ордена «За заслуги перед Отечеством», лауреат Государственной премии Российской Федерации, командор французского ордена Искусств и литературы. Ирина Антонова известна не только в России, но и во всем мире, как хранительница бесценных сокровищ и директор музея изобразительных искусств имени Пушкина, которым она руководит с 61-го года. Благодаря Ирине Александровне Пушкинский превратился в один из крупнейших музеев мира, а миллионы зрителей увидели уникальные произведения искусства. Рассказывают «Новости культуры».

В канун юбилея одно за другим интервью. Но раз съемки – то предупреждает – будет переодевать туфли. Маленький каблук и вот снова, эта знаменитая походка. Быстро обходит владения. Потом в кабинет – длинный стол, высокие потолки и хрупкая женщина. Это сейчас дата достойная книги рекордов – больше полувека если Пушкинский – то Антонова, и она сама и железная леди и королева изящных искусств, но когда-то так часто снился кошмар – как этот кондотьер Коллеоне из итальянского дворика спускается с пьедестала.

«Когда я первый раз пришла в этот музей, я не собиралась здесь оставаться надолго, как выяснилось, – рассказывает Ирина Антонова. – Мне хотелось сначала, а потом, знаете, эти стены каменные, мне всегда здесь не хватало воздуха как я в этом каменном доме, мешке буду жить всю жизнь, нет, меня на это не хватит. Но потом все-таки оказалось, что хватило».

Младший, просто – научный, потом старший научный сотрудник. В музее – с 45-го. Тогда же первый культурный шок – Пушкинский принял коллекцию Дрездена. Подлинники того, что видела лишь в черно-белом и репродукциях. Динарий Кесаря Тициана, великий, но насквозь пропитанный влагой, чудом спасенный в Москве. У нее самой с тех пор жесткий взгляд на возвращение перемещенных ценностей, но в 55-м СССР делает щедрый жест.

«В 1955 советское правительство приняло решение передать ГДР все картины Дрезденской галереи, которые находятся в СССР», – говорит Ирина Антонова.

Перед тем как отдать, Пушкинский выставляет сокровища Дрездена. Открывает традицию – не посещений, паломничества. 738 картин, четыре месяца, миллион двести тысяч зрителей. Кольцо окружения, которое станет потом обычным пейзажем. Над улыбкой Джоконды, которая лишь дважды до этого покидала Лувр, будет гадать вся страна. Теперь уже и она сама загадочно улыбается, вспоминает – как удавалось показывать то, о чем даже думать, казалось – невозможно.

«Вы даже не понимаете, сейчас это общее место, но тогда посмотреть на портрет Параши Жемчуговой рядом с английским портретом тоже XVIII века просто люди специально приходили», – рассказывает Ирина Антонова.

Самый молодой директор советского музея. Женщина, что редкость даже за рубежом. Не то, что необычные, отчаянно-смелые выставки. Первый диалог между искусством отечественным и западным. Лучшие мировые коллекции. И свои – запрещенные. Обвиненный в формализме Тышлер. И революция в экспозиции – в музее, где когда-то хранились подарки Сталину, Антонова решила показать мастеров буржуазных. Импрессионисты вышли из запасников в залы.
«И мы вдруг почувствовали, что призваны к тому, чтобы знакомить, и вот в тот момент и зародился этот, как вы сказали, охотничий азарт», – говорит Ирина Антонова.

В 81-м взялась за то, от чего отказались все музеи Москвы. Открыла экспозицию Москва-Париж. Москва, которая шла не на французов – на своих, невиданных, абстракционистов, кубистов, потом скажет – это была «выставка столетия». Когда объединила живопись и свое утешение – музыку, в Пушкинском впервые сыграли Стравинского. Декабрьские вечера Святослава Рихтера стали брендом. Километровые очереди – символом. Смеется, когда вспоминает, как тоже стояла – на балет и в театр.

«А я помню, как я трое суток стояла на премьеру «Трех сестер» в 40-м, по-моему, году, в 41-м, мы менялись, конечно, уходили домой, но это было трое суток, – вспоминает Ирина Антонова. – И на последние сутки с генеральной репетиции вышел Грибов около 11 вечера. Он шел по Камергерскому и пел: «Тарарабумбия, сижу на тумбе я».

В своем кабинете, за длинным столом на немецком, итальянском, французском уговаривает, договаривается, экспериментирует. То покажет скульптуры Джины Лоллобриджиды, о высокой моде Кристиане Диора расскажет через большое искусство, вдруг сядет на мотоцикл с Джереми Айренсом, проведет самую трудную и беспрецедентную для Москвы выставку Караваджо. И будет идти к цели, про которую сейчас говорит – самая важная. Построить единый комплекс, целый городок вокруг музея, от которого так уж она завела, теперь всегда многого ждут.

Сегодня - в день своего юбилея - директор Государственного музея изобразительных искусств имени Пушкина станет гостем программы «Главная роль». Смотрите ее в 19.45 на нашем телеканале. А в 20.40 не пропустите программу «Мемуары» посвященную Ирине Антоновой.

Читайте также: 

Юбилей Ирины Антоновой