12.05.2006 | 17:58

"Место сие да будет тебе во Спасение"

"Место сие да будет тебе во Спасение". Выставка под таким названием открылась в Центральном музее древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева. Посвящена экспозиция 300-летию Саровской пустыни, ставшей, по мнению знатоков, не только колыбелью монашества, но и его Академией. Материалы, иконы, портреты, литографии рассказывают о самом преподобном Серафиме Саровском и о традициях православной аскезы. Сообщает корреспондент "Новостей культуры".

Приблизительно вот так и выглядело то место, которое киевский подвижник Досифей указал болезненному столяру Прохору Мошнину. Прорицая, что Саровская пустыня будет Прохору во спасение. Написав прошение на имя императрицы Екатерины Второй, Прохор Мошнин собственной рукой подписывает письмо. Это – единственный сохранившийся автограф будущего преподобного Серафима Саровского. Свое письмо он подкрепил аттестатом врача.

Лариса Алехина, сотрудница Музея им. А.Рублева: "Вот здесь как раз дан второй листочек – это аттестат этого врача, который удостоверяет, что Прохор Мошнин страдает болезнями ног и головы".

В те времена мед.справка для желающего уйти в монастырь была обязательна. Здоровых и полезных в делах людей государыня не отпускала. Однако – согласно жизнеописаниям - оказавшемуся в монастыре преподобному Серафиму во сне явилась Богородица, и он исцелился. И смог совершить один из самых известных своих молитвенных подвигов.

Яна Зеленина, старший научный сотрудник Музея им. А. Рублева: "Когда он ушел в пустыню, он 1000 дней и ночей простоял на камне. Днем молился в лесу, ночью – в келье. Это – самое любимое изображение на камне".

Потом этот камень – по кусочкам – разошелся по всей России. Некоторые его фрагменты представлены и на выставке.

А вот один из самых любопытных – точнее, производящих впечатление – экспонатов выставки – вериги для усмирения плоти. В них монахи Саровского монастыря ходили и днем, и ночью. У некоторых из них вериги врастали в кожу.

Надо сказать, что Устав Саровской пустыни был одним из самых строгих. Об этом свидетельствуют рукописные книги и документы. К слову, оформление книг, несмотря на каноничность текстов, было делом сугубо индивидуальным. И зачастую там, где надо было изобразить, скажем, Синайскую гору, монахи полностью меняли ландшафт…, и гора превращалась в родной Саровский монастырь. Кстати, выставку, открывшуюся в Москву, увидят и в самом Сарове. Но позже, в конце июня.