17.05.2006 | 17:27

Кукольный театр "Сказка"

Восемь лет назад культурная жизнь одного небольшого городка в Омской области изменилась как в сказке. В Калачинске открылся муниципальный кукольный театр "Сказка". На первый спектакль - "Веселые медвежата" - билетов было не достать уже за месяц. Нынешний сезон, по словам актеров, будет не менее удачен. В афише театра теперь появились и спектакли для взрослых. О Калачинской "Сказке" - специальный материал "Новостей культуры".

И еще раз с этого места, и снова – с него же… Ничего не поделаешь, премьера на носу, а режиссер кукольного театра "Сказка" любит, чтобы все было безупречно. В общем, обычная ситуация в обычном театре… если, конечно, не упоминать – что его кукловоды – еще пару лет назад были столярами, плотниками и воспитательницами. Глаз-алмаз Геннадия Пономарева – режиссера, а в прошлом – столичного актера, архитектора и диссидента – самородков видит за версту.

Себя Геннадий Пономарев причисляет – к голубой крови – еще бы фрачные герои у него удавались лучше всего. Хотя – за плечами более шестидесяти ролей – примерил на себя и рясу священника, и кепку вождя пролетариата.

Архитектор – это вторая специальность Пономарева. Последние объекты - Калачинский детский лагерь, дом культуры и, конечно же, родной кукольный театр.
Геннадий Пономарев, режиссер: "Это было заброшенное здание, я уговорил администрацию отдать его под театр кукол. Я решил исполнить лебединую песню в качестве архитектора – а мозаику – вот эти все вывески – делали сами актеры".

"Скоро зацветет" - это уже реплика в сторону парка, который, кстати, тоже насаждали сами. Это гордость Геннадия Пономарева – ну где еще в Омской области можно увидеть розы, кипарисы и прочую экзотику – всего тридцать девять видов.

Все это появилось в Калачинске в 98-м, тогда же – образовалась и труппа театра. Десяток расклеенных по городу объявлений, бегушка на местном ТВ – и судьба семерых смелых калачинцев резко изменилась.

Текст изменившего их жизнь объявления воспитательница Ольга Науменко и помощник столяра Михаил Будилов помнят наизусть. И признаются – мы на себе уже крест поставили: реализоваться хотелось, но как это сделать в двадцати пяти тысячном Калачинске… Об этом думал и самый популярный сегодня в театре актер, любимец всех женщин Михаил Слободчиков. Тогда он протирал штаны, сидя над бумажками в офисе коммунального хозяйства.
Михаил Слободчиков, актер: "В коммунальном уже невозможно было находиться – я понимал, что тот багаж, который у меня есть, что его некуда девать, что я гожусь на большее, чем таскать кирпичи, класть бетон".

Над голосом и дикцией – работал Пономарев, а вот – в освоении кукольного механизма – он не советчик. Актеры до всего доходили сами. Сейчас режиссер без ложной скромности признается – отдельным кукловодам и столичные театры позавидуют.

Символ театра – рука и кукольный медвежонок на пальце – он выбран не случайно. Сказка о семейке косолапых – была первой здешней постановкой и первыми творческими экспериментами. Уже тогда куклы у Пономарева вели себя как живые - пускали настоящие мыльные пузыри и со смаком доедали ужин.

Неудивительно, что один маленький зритель после спектакля поинтересовался тогда у режиссера: "А если честно, чем медведей кормите?". Теперь в театре – 15 актеров, а в репертуаре - 38 спектаклей. Причем, не только кукольных. Прошлогодние постановки - "Парижские окна" и "Жизнь как песня" - это попытка режиссера вернуться к драматическому искусству.

А этот двухметровый Эфиоп – самый свежий эксперимент "сказочников", он – из "Тартюфа", премьеры нынешнего сезона.

От малых кукл к большим, да таким, чтоб в человеческий рост – не больше, не меньше. Год назад Пономарев решил создать цикл спектаклей с планшетными куклами – "Тартюф", "Эзоп" и "Дурочка". Ну и на этом эксперименты не закончились – теперь режиссеру интересно ввести в кукольный спектакль живого актера, и даже совместить актера с куклой.

А вот и шалуньи. Пока на сцене готовится одна премьера, в кукольном цехе – уже работают над другой – осенней - "Дурочкой". Атлас по анатомии человека изучили, и к новым экспериментам начальника готовы – рапортуют художницы. Они тоже все, как один – самоучки и самородки. И хихикая, объясняют – отличие кукольных дам от кукольных кавалеров.

Отдельный разговор – калачинская публика. Первое время заманить зрителя – было нелегко – ну, что это – кукольный театр – телевизор интереснее. Но позже стали воспринимать серьезно и с интересом.

И не только в Калачинске, но и в Омске. Куда выступать "сказочная труппа" ездит три раза в неделю. В своем городе – спектакли дают по выходным. Режиссер скрупулезно высчитал – за время существования театра – каждый без исключения калачинец побывал на спектаклях пятнадцать раз. Вот так – сосланный по идеологическим соображениям в Сибирь актер сумел и для своей труппы, и для городской публики "сказку сделать былью".