19.05.2006 | 17:50

На сцене – дирижер Теодор Курентзис

Вслед за Ионом Мариным, Юкка-Пекка Сарасте и Владимиром Спиваковым на сцену в проекте "Музыка русских сезонов Сергея Дягилева" вышел молодой дирижер греческого происхождения – Теодор Курентзис. Проект национального филармонического оркестра России призван напомнить слушателям о том, какие выдающиеся произведения возникали при непосредственном участии Дягилева. В заключительном концерте цикла – одни из самых скандальных партитур – "Весна священная" Стравинского, "Парад" Сати и сюита из балета "Лани" Пуленка. Рассказывают "Новости культуры".

В 1917 году, когда впервые был поставлен балет Сати под названием "Парад" - последнего выстрела не было слышно вовсе. Он потонул в протестующих выкриках публики с требованием опустить занавес. Самым приличным из выражений, которыми зрители прокомментировали этот балет, была реплика - "Смерть русским". По прошествии многих лет стало ясно: Дягилев хотел такого скандала.

Теодор Курентзис, дирижер: "Конечно, хотел. А кто их не хочет? Имею в виду, как можно делать революцию, если никто не выйдет на улицу?"

Когда критики начали бить друг друга палками, стало ясно… премьера "Весны священной" Стравинского была легкой переделкой. В балете Сати шокировало все: отсутствие внятного сюжета, кубические декорации Пикассо и примитивная музыка Сати с использованием немузыкальных инструментов:

Впоследствии такую музыку назовут "конкретной", это тот самый случай, когда используют натуральные шумы. Примерно через 30 лет это направление станет особенно популярным в Европе.

И еще один интересный факт. За всю историю музыки проект "Музыка русских сезонов Сергея Дягилева" - это чуть ли не единственный случай упоминания в качестве основного лица не композитора, а менеджера, как бы мы сказали сейчас, Сергея Дягилева. Вряд ли кто-либо мог предположить, что успешный менеджмент может не только определить картину искусства ХХ века, но и навсегда вписать в историю имя, как мы теперь понимаем, великого Сергея Дягилева.