19.05.2006 | 18:09

Краеведческий музей поселка Колывань

Лапти, туеса, короба, шкатулки. Все это в России делали из бересты. Верхний слой березовой коры клали даже в фундамент дома – береста не гниет и не пропускает воду. Для современных мастеров береста – прекрасный материал для художественного творчества. В этом убедилась корреспондент "Новостей культуры", побывав в Новосибирской области. О том, как работают берестяных дел мастера – специальный материал.

Пирожки в таком коробе долго не испортятся и не остынут. Свойство бересты. В Краеведческом музее поселка Колывань хранится немало берестяных изделий, сделанных местными крестьянами. Рядом со старыми корзинами и лаптями – шкатулки и короба. Современные. Вот так с берестой в Колывани работают сегодня. Верхний слой березовой коры – находка для художников. Александр Алексеев понял это, когда однажды увидел берестяной браслет на руке у знакомой девушки. Узнал, как работать с берестой. Теперь рассказывает: она похожа на кожу – такая же мягкая и податливая.

Александр Алексеев, мастер-берестянщик: "Она как живая. Она теплая. Кора испокон веков, из нее делали кухонную утварь, украшения".

А теперь еще иконы и картины делают. Сложные, многослойные.

Сейчас у художника Виктора Маздорова своя мастерская в Новосибирске. А раньше он жил в Колывани – попал туда по распределению после института. О берестяных картинах тогда и не думал, делал агитплакаты и портреты Ильича. А 15 лет назад первым в Колывани начал работать с берестой. Старинный промысел Маздоров осваивал по книгам, ездил к берестянщикам в соседние области. Но какой мастер будет делиться своими секретами. Так что поначалу действовал методом проб и ошибок. Зато появился собственный авторский стиль.

Виктор Маздоров, мастер-берестянщик: "Здесь у нас в Сибири Ермак – хотелось сделать вот такого Ермака. Потом, например, у нас в Сибири лес, тайга, охота. Вот, например, охотничка придумал – ружья только не хватает, не доделал".

Чтобы эти персонажи появились на свет, раз в год в начале июня мастер отправляется в тайгу. Именно в это время береста легко отделяется от дерева.

Две недели изнуряющего путешествия по зарослям и болотам.

Виктор Маздоров, мастер-берестянщик: "Сейчас вот еще нет ни комара, ни овода, ни гнуса. А вот когда начинается июнь месяц, жара, комар, овод, идет человек впереди тебя, несет бересту, вся спина облеплена оводами".

Найти подходящую, чистую бересту не так-то просто. Но у опытного мастера глаз наметан. Впрочем, он и от гнилых бревен не откажется.

И так пока тонна не наберется. Чтобы потом свободно работать весь год.

Слух о колыванских мастерах разлетелся далеко за пределы поселка. Это – Ершовка. Крошечная деревушка в 75-ти километрах от Колывани. В этом доме живут Галина и Ирина Никандровы. Мать и дочь, мастера-самоучки, которые работают с берестой. Основные приемы им показал знакомый мастер. Инструменты делали сами. Из всего, что попадалось под руку.

Узнав, что в Ершовке есть мастера-берестянщики, Виктор Маздоров приехал посмотреть, как работают, и показать новые приемы. Мастер-класс начинается еще за порогом. И продолжается в маленькой мастерской.

Художник удивляется: и как только можно работать такими инструментами? Все равно, что топором рубить. Говорит, придется еще подучить, и тогда можно будет взять на работу подмастерьями.