22.05.2006 | 18:32

Соцреализм: специальный материал

Термин "социалистический реализм" стал известен всему миру после того, как на первом съезде Союза Советских писателей в августе 1934 года Максим Горький произнес вступительный программный доклад, который так и назывался "О социалистическом реализме". Но сама формула родилась гораздо раньше. В Большой Советской энциклопедии утверждается, что впервые термин был упомянут 23 мая 1932 года в "Литературной газете". Другие источники утверждают, что произнесено это словосочетание было тремя днями раньше – на заседании актива Союза писателей СССР. Когда же точно и почему появился этот термин, определивший целую эпоху в нашей культуре – в специальном материале "Новостей культуры".

"Россия – самая читающая страна в мире". Этот постулат был изобретен в эпоху "социалистического реализма". После революционного переворота новая власть с первых же шагов начала борьбу за художников слова. Одним из первых декретов советской власти стал "Декрет о печати". За 1918-ый год была ликвидирована почти вся оппозиционная пресса. Но при этом предпринимались действия по консолидации творческой интеллигенции. В 25-м постановление ВКП(б) "О политике партии в области художественной литературы" обозначило переход к планомерному руководству литературным процессом. А постановление "О перестройке литературно-художественных организаций" в 32-м завершило период относительной независимости литературы от идеологии. В том же, 32-м, была осуществлена генеральная идея – объединение литераторов в принципиально новую организацию – Союз писателей – на платформе социалистического строительства. За несколько лет до Первого съезда "литераторов-победителей" развернулась бурная дискуссия о названии нового метода. Он мог стать "диалектическим" или пролетарским. Однако Сталин остановил выбор на формуле "социалистический реализм".

Владимир Крижевский, ведущий научный сотрудник Литературного музея: "Его автором стал сейчас уже не очень известный, но тогда довольно хорошо известный критик и драматург Сергей Третьяков, который сотрудничал с Маяковским в журнале "ЛЕФ".

Третьяков был крупным теоретиком кино – сотрудничал с Эйзенштейном, писал пьесы – его героический диспут "Рычи, Китай" поставил Мейерхольд. Термин "социалистический реализм" впервые был зафиксирован в 30-м году, в одной из статей Третьякова в журнале "Новый ЛЕФ".

Владимир Крижевский, ведущий научный сотрудник Литературного музея: "Почему об этом мало известно. Третьяков был при Сталине расстрелян в 37-м или 38-м году. И его имя просто нельзя было упоминать довольно долго, и его так незаслуженно забыли".

Как бы то ни было – термин начал жить самостоятельной жизнью. И, видимо, очень понравился Сталину.

Борис Леонов, профессор, доктор филологических наук: "Маленький человек в русской литературе был объектом беспощадной эксплуатации – бесправный, униженный, оскорбленный. И вот приходит Горький и говорит: "Ты что, на тебе же все стоит, ты хозяин жизни".

Владимир Смирнов, профессор, зав. кафедрой литературы XX века Литературного института: "В советскости присутствует и колоссальная метафора. Не как идейный комплекс. Там присутствует, я бы сказал, даже мистический план, мифологический".

Термин "социалистический реализм" подразумевает, что правда жизни остается. Писатель не может не изображать правды жизни. Но в расшифровку определения вводятся совершенно иезуитские формулы. Например – "жизнь должна изображаться в развитии".

Владимир Крижевский, ведущий научный сотрудник Литературного музея: "Поскольку общество строит коммунизм – значит, туда оно должно и развиваться. И вот он должен был показывать не только реальную действительность, которую видел своими глазами, но и ту, которая могла бы быть… Это уже вносило некий диссонанс в понятие "реализм" - либо то, что есть, либо то, что будет".

Писатель – соцреалист должен быть и народным, и партийным. На практике этот метод оказался способом нивелирования литературных индивидуальностей. Доходило до смешного.

Владимир Крижевский, ведущий научный сотрудник Литературного музея: "Так, Шолохов, выступает, на съезде партии, по-моему, и говорит "Вот некоторые за границей считают, что мы пишем по указке партии. Нет, мы пишем по указке сердца", - говорит он. А дальше уже начинается, ну, как бы, эквилибристика – "Но сердце наше принадлежит партии".

Термин этот дожил почти до 80-х годов и действовал как "крошка Цахес" - присваивал себе то, что делали другие. Все, что было талантливее, глубже, не подгонялось под общие рамки – уничтожалось. В тридцатые – сороковые годы – физически, позже – морально.

Владимир Крижевский, ведущий научный сотрудник Литературного музея: "Это, на мой взгляд, направление, которое не состоялось как искусство. Оно было, оно существовало – это направление, а вот его художественные достижения, вот, лично для меня – они более чем сомнительны".

Будущие писатели – поэты и прозаики, студенты Литературного института – более категоричны в своих суждениях.

Анна Канатьева, студентка 5 курса Литературного института: "Мы не можем вспомнить никого, кроме Горького, когда слышим слово соцреализм".

Ольга Постоянцева, студентка 5 курса Литературного института: "На мой взгляд, соцреализм вообще обкорнал русскую нацию".

Евгений Атрощенков, студент 2 курса: "После каждого явления остаются его штрихи, его пятна".

В конечном итоге в искусстве все решает талант и правдивость. То, что подлинное – остается и останется, то, что должно было рухнуть – рухнуло. "Почило в бозе". Остался – урок.