22.05.2006 | 19:44

22 мая – день рождения Третьяковки

22 мая 1856 года Павел Третьяков приобрел у художника Худякова картину "Стычка с финляндскими контрабандистами", начав тем самым свою коллекцию русского искусства. Факт этой торговой операции стал первой записью в соответствующем гроссбухе предпринимателя-мецената. А потому именно 22 мая считают днем рождения Третьяковской галереи. Сегодня именинница принимала подношения. Японский дизайнер Тетсунори Кавана со студентами МАРХИ сделали инсталляцию из бамбука и цветов. А утром патриарх Алексий Второй отслужил утреннюю литургию и торжественный молебен в храме Святителя Николая при Третьяковской галерее. Рассказывают "Новости культуры".

Храм святителя Николая в Толмачах старше Третьяковской галереи в два раза. Павел Третьяков был его щедрым дарителем и ревностным прихожанином. В храме даже обозначено место, где Павел Николаевич обычно молился. Алексий Второй служит в Толмачах не часто. Но молебен в честь 150-летия – тот самый исключительный случай. Слова поминовения и благодарности семейству Третьяковых прозвучали из уст Патриарха.

В советскую эпоху храм был хранилищем раритетов Третьяковки. В нем и сейчас установлены воздушные фильтры, система климат-контроля и поддержания влажности. Ведь сюда из галереи перешли некоторые экспонаты, например, икона Богоматерь Владимирская. Верующие молились ей прямо в залах галереи, а потому хранители посчитали лучшим поместить икону в естественную для нее среду. Об этих историях Александр, Грейс и Мэри Зилоти узнают от хранителей коллекции, когда-то принадлежавшей их прадеду. На карьере и судьбе инженеров из Калифорнии почетное родство никак не сказалось.

Александр Зилоти, правнук П. М. Третьякова: "В Америке фамилия Третьяков мало кому что говорит. Да и мы только сейчас, понимаем, что стоит за этим именем. В России-то мы никогда не были. А бабушка умерла, когда мне был один год".

Никакого семейного архива у Зилоти нет. Теперь начинают об этом задумываться. Первыми экспонатами станут фотографии из Москвы. А они обещают быть яркими. Японский мастер ландшафтного дизайна Тетсунори Кавана готовит "Духовный переход". В нем три части. Две боковых воспроизводят очертания васнецовского фасада.

Екатерина Селезнева, главный хранитель Третьяковской галереи: "Он считает, что музей – тоже храм. Люди должны настроиться, очиститься. Зеленый цвет – самый подходящий".

Несколько дней двор Третьяковской галереи благоухал фиалками. Так пахнет свежий бамбук. Стебли по восемь метров длиной привезли из Абхазии.

Зеленый коридор – психологический буфер перед входом в музей. Проходя по нему, человек успокаивается, его дыхание выравнивается, мысли становятся четкими. Так, вечно спешащий житель мегаполиса превращается в посетителя Третьяковской галереи.

Калина, сирень, лиственница, яблоня – элементы живой инсталляции. Ее окончательного рисунка не знает даже мастер. Таков принцип японского искусства – не делать одно и то же дважды. Вот только материал неизменен.

Тетсунори Кавана, дизайнер, Япония: "Бамбук – это символ чистоты, упорства, энергии, целеустремленности. А ведь они и составляют понятие – праведный труд".

Именно таким и считает японский мастер труд мецената Третьякова, хранителей коллекции, продолжателей его большого дела.


Юбилей Третьяковки будет отмечен патриаршим богослужением

Дар братьев Третьяковых