21.03.2012 | 10:38

В театре "Эрмитаж" – премьера спектакля "Аксенов, Довлатов, Двое" в постановке Михаила Левитина

«Аксенов, Довлатов, Двое» – премьера на малой сцене театра «Эрмитаж». По словам режиссера Михаила Левитина, работа над спектаклем началась еще в 80-е годы прошлого века. Тогда Левитин вместе с Аксеновым по его «спортивным рассказам» поставили композицию «Победа». В наши дни режиссер решил сделать спектакль, в котором объединил некогда скандальную и обруганную аксеновскую «Победу» и рассказ Сергея Довлатова «Солдаты на Невском». Их персонажи далеки друг от друга, однако повествуют они об одном и том же – об этой странной действительности. Рассказывают «Новости культуры».

«Победу» Василия Аксенова режиссер Михаил Левитин поставил еще в 2009-м. Правда, московские зрители тогда ее не увидели. Театр «Эрмитаж» возил свой спектакль на литературно-музыкальный фестиваль в Казань – родину писателя. Постановка длилась не больше сорока минут, но была горячо принята. С тех пор Левитин думал, как расширить материал.

«Я стал искать второй рассказ Аксенова, – рассказывает Михаил Левитин. – Рассказ «Победа» имеет значение не только для русской литературы, для самого Аксенова. Но нет такого второго рассказа у Василия Павловича, и я неожиданного сказал себе – пусть это будет Довлатов».

Эти два лица-шаржа зрители увидят не только на афише. На декорациях. Так по-дружески Василия Аксенова и себя нарисовал сам Сергей Довлатов. За разностью творчества, выразительности слога режиссер Михаил Левитин предлагает почувствовать общность. Не только судеб, взглядов на мир двух писателей.

«Оба связаны очень сильно с Ленинградом, и Аксенов, и Довлатов, – говорит Михаил Левитин. – Литературные идеалы хорошие высокие и общие. Я думаю, книги им нравились (вряд ли они когда это обсуждали), но книги им нравились одни, у меня такое чувство».

Для Станислава Сухарева и Сергея Олексяк спектакль как испытание. Каждый играет по две роли, причем абсолютно противоположные. В рассказе Аксенова они соперники, в довлатовском – друзья и сослуживцы.

«Например, если в Аксенове у Стаса очень интеллигентный, то во втором рассказе пермская шпана, и у меня в Аксенове хам, быдло такое, то у Довлатова – нежный простой человек», – говорит Сергей Олексяк.

Аксеновская «Победа» была опубликована в 65-м, довлатовские «Солдаты на Невском» в 80-м. Но оба они, по мнению режиссера, о современной действительности. Одновременно смешные и печальные истории. «Аксенов, Довлатов, Двое» - этим спектаклем Михаил Левитин начинает цикл русских рассказов. По тому же самому принципу: два актера – два автора.