25.05.2006 | 18:43

65 лет со дня рождения Олега Даля

Олег Даль свои несбыточные детские мечты реализовал весьма творчески. Если нельзя прожить жизнь героя XIX века, то можно сыграть судьбу литературного кумира на сцене. Так, прочитав "Героя нашего времени", Даль выбрал себе профессию. Его мечта осуществилась через 15 лет – в спектакле "Страницы журнала Печорина". Однако в театре у актера главных ролей было немного, а к киносценариям он сам относился очень осторожно. И, несмотря на то, что к официальным званиям Даля так и не представили, в его творческой судьбе было главное – безграничная любовь зрителей. Сегодня исполняется 65 лет со дня рождения Олега Даля. Рассказывают "Новости культуры".

Всегда неспокоен. Резок и нетерпелив. Говорили, что Олег Даль болен неизлечимой болезнью совершенства.

Александр Збруев, народный артист России: "Он пытался в себе что-то поменять. Но был сложившимся человеком. Не получалось".

На съемочную площадку или театральную репетицию Даль приходил уже с готовой ролью.

Иосиф Райхельгауз, художественный руководитель театра "Школа современной пьесы", режиссер: "Приносил больше режиссера. Это пугало. Вот меня это пугало".

На уровне сценария Даль чувствовал, какая роль его, а какая нет. Отказался от главных ролей в "Иронии судьбы", "Безымянной звезде", "Экипаже". Его особую взыскательность сочли нарушением трудовой дисциплины и негласно на три года запретили снимать. В своем дневнике он записал: "Не приспособиться, не обезразличиться. Обратиться внутрь. Там моя сила. Дело – моя сила. Я – хозяин. Я - раб".

Иосиф Райхельгауз, художественный руководитель театра "Школа современной пьесы", режиссер: "Он всегда был в состоянии защиты. Посягают на его суверенитет. Было, на что посягать".

Шутили, что Олег Даль перевоплощается вплоть до группы крови. При том, что внешне - везде одинаковый, с одной и той же прической. Не выносил, когда зрителя пытаются обмануть. А потому для сказочного принца Флорезиля Даль потребовал и соответствующий костюм. Объяснил: "Вы хотите, чтобы я играл принца, или Жоржика из Одессы".

Даль был доволен своим Печориным. Редкий случай. Записал в дневнике: "Смотрел сегодня Печорина. Иду правильно! Эфрос - мой режиссер". Роль Зилова – долгожданная. Даль не сомневался, что ее предложат именно ему. Когда же приглашения не последовало, даже обиделся и потом долго отказывался. "Отпуск в сентябре" стал его вершиной, воплощением самого Даля, знаком времени. Только Даль об этом не узнал. Картина вышла через шесть лет после его смерти.

К 65-летию со дня рождения Олега Даля