21.03.2012 | 11:22

21 марта - Международный день кукольного театра

Сегодня во всем мире отмечается Международный день кукольного театра. Праздник это молодой, но уже широко известный. Идея подарить театралам и поклонникам кукольных спектаклей свой собственный праздник появилась еще в 2000 году. Однако официально праздник утвердили лишь в 2003 году. Теперь этот день широко отмечают и в российских городах. Рассказывают «Новости культуры».

В одной из беседок бывшего Сада пионеров проходили первые репетиции театра кукол в Омске. Сегодня спектакли театра куклы, актера и маски «Арлекин» проходят в одном из самых красивых театральных зданий в мире.

Четырехэтажный музей «Арлекина» - это одно из самых любимых мест омской детворы. Несколько сотен кукол всех систем со всех континентов. Но этот десяток основных персонажей русских народных сказок – одни из самых ценных экспонатов. История омского театра начиналась со спектаклей с такими же перчаточными куклами. В 1936 году на просьбу молодых омских актеров откликнулся Сергей Образцов.

«В скором времени в Омск пришла посылка – обыкновенный ящик, в котором находились перчаточные куклы к спектаклю «Каштанка», - рассказывает заведующая музеем Омского театра куклы, актера и маски «Арлекин» Лариса Ханжарова.

Спустя полвека чеховских персонажей оживили уже омские мастера. Тростевых кукол так называемой натуралистической школы сменили куклы планшетные. К примеру, кукла Поросенок для Омска семидесятых годов прошлого века стала своеобразной театральной революцией.

«Вокруг этого Поросенка развернулась настоящая дискуссия. Здесь специальное устройство, которое позволяет эту куклу водить по полу. Благодаря этому актер вышел из-за ширмы», - объясняет заведующая музеем Омского театра куклы, актера и маски «Арлекин» Лариса Ханжарова.

Книга по анатомии, доставшаяся от отца – основоположника графического дизайна в Омске Василия Белана - настольная у его дочери - театрального художника Дарьи Александровой - настольная. С выходом актера на первый план ей все чаще приходится добиваться портретного сходства артиста и куклы. У каждой, уверена мастер, свой характер.

«Делала отливку, слепила голову Оберона. Красивый получился по скульптуре и по характеру образ, суровый - Эльфийский царь. Он ведь у Шекспира далеко не добрый персонаж, сложный, характерный», - отмечает художник Омского театра куклы, актера и маски «Арлекин» Дарья Александрова.

Таким густонаселенным куклами спектаклям, как шекспировский «Сон в летнюю ночь», который сейчас готовится в «Арлекине», омские кукольники радуются. Ведь все чаще, и это, как считают специалисты, общемировая тенденция, кукла, уступая актеру место, уносит тайну.