29.05.2006 | 19:31

В БЗК открылся фестиваль "Православная Русь"

Показать красоту и актуальность современной духовной музыки самых разных жанров – в этом видят смысл фестиваля "Православная Русь" его организаторы. Открытие состоялось минувшим вечером в Большом зале столичной консерватории. Хор Мариинского театра и хор Третьяковской галереи исполнили сочинения современных композиторов и произведение Александра Кастальского "Братское поминовение". Рассказывают "Новости культуры".

Писать духовную музыку стало модно. Устав от диссонансов, экспериментов с различными – весьма высокоумными – техниками письма, композиторы обратились к сакральному, горнему. Поэтому составить фестивальную программу из новых произведений, как того и хотели организаторы – было не сложно. Музыку пишут и композиторы, и священники. Любопытно, что у многих из них за плечами – консерватория.

Алексей Пузаков, художественный руководитель фестиваля: "Конечно, строй их жизни – он более аскетичен. И, соответственно, музыка более аскетична, внутрь повернута. А музыка Антона Вискова – она открыта миру".

Она более эмоциональна и сложна для солиста, Даниила Штоды. Солист Мариинки - в последнее время – поет, в основном, в итальянских операх. Говорит, что это – совсем не то, что петь духовную музыку.

Даниил Штода, тенор: "Если сравнить: как если бы ты стоял перед картиной или иконой. То есть разная энергия".

Сам композитор – Антон Висков – говорит, что сейчас музыка делится не на высокую и низкую, как это было раньше. А на духовную и бездуховную. Без разделения на композиторские техники.

Антон Висков, композитор: "Можно в авангардной манере писать духовную музыку, а можно в традиционной – бездуховную".

И если по поводу последних опытов, предпринятых в отношении духовной музыки, можно спорить: что духовно, а что – нет, то "Братское поминовение" Александра Кастальского – вначале Рахманиновым, а потом и всеми остальными, было признано классикой жанра.

Это произведение композитор, которого называли "красным профессором" (за его симпатии к большевикам), посвятил жертвам первой мировой войны. Это была попытка написать свой, русский реквием. Попытка смелая, поскольку партитура включила в себя песнопения всех народов, участвующих в войне - независимо от их вероисповедания. В свое время попыткой, не претендующей на соответствие моде. Но тем более ценной сейчас.