29.05.2006 | 20:08

Мемориальная доска создателю "кузнецовского фарфора"

Сегодня в Москве появилась еще одна мемориальная доска – на доме 41 по проспекту Мира. Она открыта в память о Матвее Кузнецове - человеке, который придал особый размах российскому фарфоровому производству. "Едим с Кузнецова, а потом им же и любуемся", - так говорили в России в XIX веке. И в этом была правда. Заводчик с жесткой хваткой, неустанно расширявший свою фарфоровую империю, Матвей Кузнецов думал и о том, как украсить быт соотечественников – причем, и тех, кто жил в хижинах, и тех, кто владел дворцами. Рассказывает корреспондент "Новостей культуры".

От огромной усадьбы Матвея Кузнецова остался один этот дом, в нем он жил с 1874 по 1911год. В конце XX века дом собирались снести, но обошлось, ведь это памятник архитектуры, и здание передали Московскому фонду культуры. К 160-летию со дня рождения его владельца, создателя русской фарфоровой индустрии Матвея Кузнецова, здесь появилась мемориальная доска. Автор – архитектор Бурганов.

В XIX веке не было дома в России, где бы ни использовали посуду кузнецовского завода.

Екатерина Горшкова, исследователь жизни М.Кузнецова: "Когда он организовал встречу профессиональных художников и народных, он сказал, что классическое производство – для элиты, а нам нужно производство для народа, чтобы у каждого на столе стояла наша посуда. Поэтому он использовал народные мотивы".

Матвей Кузнецов не из тех, кто останавливался на достигнутом. В 1902-м году он добился того, что его официально признали "поставщиком двора его императорского величества". А, завоевав российский фарфоровый рынок, он двинулся одновременно и на запад, и на восток.

Владимир Ильюхин, коллекционер: "Китай – родина фарфора. Нужно обладать фантастической смелостью, чтобы выйти на этот рынок. Он придумал тарелки, где китайские мотивы, и попробовал выйти на этот рынок, снизив цену. Простой покупатель перешел на покупку кузнецовского фарфора".

Матвей Кузнецов был владельцем восьми заводов, которые называли российской фарфоровой империей. После революции заводы национализировали. Первое время они продолжали кузнецовские традиции. Сравните – эта тарелка выпущена при Кузнецове с российским гербом, а эта - после революции - с советскими символами.

На выставке в Музее прикладного искусства представлены и старинная посуда, и гжель, откуда родом Кузнецов, и изделия крупнейшего завода, построенного еще предками Матвея Сидоровича – дулевского.