31.05.2006 | 14:30

60 лет со дня рождения Райнера Вернера Фассбиндера

«Любовь холоднее смерти», «Отчаяние», «Тоска Вероники Фосс», «Горькие слезы Петры фон Кант»…. как мрачно должен смотреть на мир режиссер, который давал своим фильмам такие грустные названия. А между тем, Райнер Вернер Фассбиндер грустить просто не успевал - он снимал по два-три фильма в год. При том умудрялся еще и писать сценарии, играть роли, ставить спектакли и сочинять музыку. Сегодня кинематографисты всего мира отмечают 60-ю годовщину со дня рождения Райнера Вернера Фассбиндера. Рассказывают «Новости культуры».

60-я годовщина — вещь на самом деле спорная. По слухам, Фассбиндер изменил в паспорте дату своего рождения. Тем самым, сделав ее частью мифа о самом себе. В этом мифе много нелицеприятного: жесткость в отношении к друзьям и коллегам, пристрастие к наркотикам, нетрадиционная ориентация. Но есть и другая сторона мифа: невероятная работоспособность и преданность кинематографу, которые сделали Фассбиндера эмблемой Новой Немецкой волны.

Ирина Павлова, кинокритик: «Он стал знаменитым очень рано: он начал в 19 лет. И слава добавила ему только одно: азарт жить, азарт работать. Он сжигал себя работой, и если можно говорить о ком-то «самосожженец», то это Фассбиндер».

Здесь ему всего 25 лет, но он уже работает над восьмым фильмом. Разные жанры, разные темы и даже — разные профессии: и сценарист, и продюсер, и актер. Говорят, чтобы столько работать, Фассбиндер спал по три часа. Оставался в форме благодаря наркотикам. Когда ему однажды предложили лечение, он ответил: «Лечиться от таланта невозможно». А талант у Фассбиндера был заразительный и помогал расцветать талантам людей, находившихся рядом с ним. Свои лучшие роли у него сыграла Ханна Шигулла. За роль в фильме «Замужество Марии Браун» она получила Серебряного Льва Берлинского фестиваля.

В этой знаковой для Фассбиндера работе история послевоенной Германии осмысливается через судьбу одной женщины. Но назвать фильм социальной аллегорией — недостаточно. Это и исследование женской психологии, и эротическая драма, и попытка объединить на экране повседневность и высокие материи. Как и в реальной жизни Фассбиндер не чуждался крайностей, так и в своих фильмах он касался острых и неоднозначных тем.

Райнер Вернер Фасбиндер, режиссер: «Да, я себя люблю. Мне вот и тело мое нравится. Мне нравятся мои фильмы и дело, которым я занимаюсь».

Влияние Фассбиндера велико. Вернер Херцог, Фолькер Шлендорф и Вим Вендерс считали его режиссером, возродившим немецкое кино. А Франсуа Озон поставил по его сценарию фильм «Капли дождя на раскаленных скалах». В 1982 Фасбиндер скончался от передозировки наркотиков. Рядом с ним нашли неоконченный сценарий нового фильма. Даже перед смертью Фасбиндер не переставал творить — и это тоже часть мифа.

Райнер Вернер Фассбиндер: "Чем проще фильм, тем он правдивее"