21.03.2012 | 15:40

Не стало Тонино Гуэрры

Печальное известие пришло из Италии. Сегодня ушел из жизни Тонино Гуэрра – несколько дней назад ему исполнилось 92 года. Сценарист, прозаик, поэт, художник, архитектор - подобно человеку эпохи Возрождения он был наделен многими талантами. «Разные обстоятельства требуют от меня владения разными инструментами», - признавался Гуэрра. С их помощью он создавал новый мир, творил самое высокое – красоту. Работая с великими мастерами, никогда не старался никому угодить - писал те образы, которые возникали в его голове, понимал, что каждый возьмет из них что-то для себя. Так и происходило.

Его называли единственным итальянским поэтом, дающим услышать шум падающих листьев. И сам Тонино Гуэрра – поэт, создатель киносценариев и картин, скульптур и фонтанов, музеев и книг – поэтично и так мудро, просто и правдиво уверял: «Музыка дождя – это лучший концерт в жизни».

Стихи Тонино Гуэрра начал писать в немецком концлагере – так он пытался подбодрить земляков – на родном романьольском диалекте. После этого сформулировал для себя правило: «В жизни все перемешано: горе соседствует с радостью и наоборот». Много позже, пережив горе и разочарование, первую встречу с Римом, безработицу, Тонино Гуэрра стал востребован настолько, что ему приходилось работать – что называется – на два фронта. Он писал для Феллини – тот снял по сценариям Гуэрры фильмы «Амаркорд», «Корабль плывет», «Репетиция оркестра»; работал вместе с Антониони – «Приключение», «Ночь», «Забриски Пойнт», «Идентификация женщины». 

Тонино Гуэрра говорил, что он никогда не придумывал сюжеты. Просто записывал все, что происходит. «Сценарист – это гора образов!» – поэтически восклицал он. Чтобы гора становилась все больше, Гуэрра всегда вел дневники. Писал о том, что видел и на что смотрел. И подчеркивал: разница между этими глаголами – огромна. Посмотреть можно и на красивую женщину из окна машины. А увидеть – это совсем другое. Это понять глубину мироздания…

Почти всю жизнь Тонино Гуэрра прожил там, где родился – в небольшой итальянской деревне Сан-Арканджело. Со временем стал говорить: «В той долине, которую я вижу из своего окна, я часто узнаю Россию». Страну, которую он любил, и с которой у него многое было связано: работа с Андреем Тарковским – фильм «Ностальгия»; дружба с Юрием Любимовым – режиссер – к девяностолетию мастера – поставил спектакль «Мед»; совместные проекты с российским мультипликатором Андреем Хржановским.

Гуэрра почти выучил русский язык, стал почетным профессором ВГИКа, получил российский Орден Дружбы. И приехав в 75 году с Антониони на кинофестиваль, встретил женщину - Лору, которую полюбил. Он всегда говорил: «По жене я - русский». Но не упускал возможности поиронизировать над семейными ценностями: «Если человек будет жить до 120 лет, это что же? В двадцать у него будет невеста, и он должен будет всю жизнь прожить с одной женщиной? То есть мы выбираем жизнь и разрушаем семью».

В Россию поэт приезжал много раз: давал мастер-классы, представлял свои картины – говорил, что он часто кладет вместе краски, слова – чтобы людям было веселее. Гуэрра создавал мозаики, эскизы для батиков, проекты площадей и фонтанов. А еще признавался: то, что не может реализовать в кино, он создает в картинах.

Сегодня, в 19:45, смотрите на телеканале "Культура" программу "Линия жизни", посвященную маэстро.

Все материалы о Тонино Гуэрре>>>