02.06.2006 | 19:57

Картины русских авангардистов и шелка Бухары

Грезы о Востоке. В Кунсткамере открылась выставка, соединившая, казалось бы, несочетаемое – картины русских авангардистов и шелка Бухары. Что подвигло сотрудников петербургского Музея на создание экстравагантного проекта? Об этом - в материале петербургского корреспондента "Новостей культуры".

Впервые Ташкент и Петербург решились на смелый эксперимент, значение которого выходит за рамки художественного проекта. Около 9 месяцев назад группа искусствоведов, дизайнеров, художников, ученых-этнографов приступила к изготовления этого уникального блюда для гурманов. Его составляющие - первоклассное петербургское собрание тканей и костюмов из Центральной Азии и картины русских авангардистов, покинувшие столицу в 30-е годы. Пауза в общении со зрителями затянулась на 75 лет, и теперь узбекские искусствоведы возвращают их в российское музейное пространство с радостью, свойственной восточным факирам.

Эльмира Ахмедова, искусствовед: "Мы лишь приоткрыли занавес, показали, как на Востоке, чуть-чуть показали, подразнить специально специалистов и зрителей".

Явленский, Стенберг, Родченко - всего 6 картин. За узбекским занавесом остался непривезенный Кандинский. При совмещении восточных нарядов и произведений авангардистов действительно начинает работать какая-то новая химия.

Ефим Резван, зам. директора по науке Музея антропологии и этнографии, доктор исторических наук: "Русский вангард - это возращение к этим архетипам , это возращение к прямым, не перемешанным краскам, во многом таким же естественным, какие мы видим в этих тканях".

Со времен бухарских эмиров, решавших при помощи текстильных даров задачи любой сложности, центрально азиатские наряды были важной составляющей русских императорских коллекций. Упомянутый в Коране шелк для Востока несет свою поэтическую философию, простой рисунок может рассказать о чарах Луны, побеждающей силе Солнца или магии бегущей воды. Московские гости не упустили возможности насладиться традиционным орнаментом и новыми дизайнерскими решениями.

Татьяна Михалкова, президент Фонда "Русский силуэт": "Мы прочувствовали вот этот национальный колорит, и вот эти удивительные украшения, которые и современны, и несут культуры узбекского народа".

Настроение организаторов и участников проекта хорошо иллюстрирует случай, описанный в каталоге выставки: В конце XIX века в Харькове при открытии здания нового университета Николай Второй поинтересовался у ректора, почему у вас все окна направлены на запад? Простой ответ оказался на редкость точным по смыслу: "Ваше Величество, на самом деле это фальшивые окна".

Не пловом единым - приятным сюрпризом в узбекском наборе дня - выступление Сивары Назархан. Интригующая смесь национального колорита, музыки фанк, соул и джаз-рока.