02.06.2006 | 20:09

Собрание русского костюма

"Встречают по одежке, а провожают по уму". В старину русский традиционный костюм мог многое рассказать о своем владельце. На Международном фестивале народного искусства и ремесел "Садко", который проходит в Великом Новгороде, свое собрание русского костюма представил коллекционер Сергей Глебушкин. Подробности – у "Новостей культуры".

"Ой, понева ты моя, ты моя поневка. Тебя спереду нельзя и сзади неловко!" Неудобно, тяжело, не подступиться. "Грех ведь, а частушка появилась", - рассказывает Сергей Глебушкин. В каждой шутке есть доля правды, так и в этой частушке про поневу - плотную юбку, которую женщины в южных областях России одевали поверх длинной рубахи. Да и вообще, какой уголок нашей страны не возьми - традиционный женский костюм всегда будет многослойным: и по форме, и по содержанию. Даже вышивка на рубахе может быть не только ради красоты, но и для того, чтобы защитить от сглаза или даже рассказать очень многое о судьбе своей хозяйки.

Вот это все - домоткань. Это все - вышивки. Баба приходила на базар, и ее по одежде могли "вычислить": откуда, сколько лет, сколько детей, где муж или он умер.

Сергей Глебушкин собирает свою коллекцию уже 20 лет. Как начал петь в фольклорном ансамбле, так и "заболел" народным костюмом. Изучать традиционную русскую одежду начал с костюма своей бабушки, уроженки села Салтыково Сасовского района Рязанской области. Вот он. Кстати, украшают костюм бусы, очень похожие на елочную гирлянду.

Фабрики начали выпускать с начала XX века. Этим увлеклись в Тельской, Рязанской, Орловской областях. У некоторых на груди висел огромный "зоб" из елочных игрушек. Это вошло в традицию. Они же блестят. Красиво. А что еще женщине нужно. "Упрекают, зачем повесил это? но если это 100 лет назад носили, значит, это история!", - говорит он.

Сегодня в коллекции Глебушкина - более 100 костюмов. Над многими, рассказывает, приходилось долго возиться, реставрировать: нынешнее молодое поколение не очень-то бережет содержимое бабушкиных сундуков. Что уж говорить про названия предметов одежды: они забываются в первую очередь!

Вот в такой одежде ходили девушки села Секирино Скопинского района рязанской области. Поверх рубахи они одевали шушку. Говоря современным языком - длинную шерстяную футболку.

Кстати, если говорить о ценности всех этих вещей, для Сергея Глебушкина совсем не важно, сшит костюм из домотканой или как ее называли в деревнях "дармовой" ткани, или одежду смастерили из фабричной материи, "магазиношной". Все костюмы, говорит их собиратель, - это крупицы истории нашей страны, а потому для него они бесценны.