04.06.2006 | 00:00

"Евровидение для молодых музыкантов": современная классика

Конкурс "Евровидение для молодых музыкантов" (Еurovision Young Musicians) впервые состоялся в Манчестере (Великобритания) в 1982 году. Он создан под эгидой Европейского вещательного союза (EBU) и проходит раз в два года в одном из европейских городов. Организаторы – государственные европейские телеканалы – относятся к проведению конкурса как к части своей общественной миссии "воспитывать в массовом зрителе понимание важности культурных событий".
В этом году в конкурсе, местом проведения которого стала Вена, приняли участие совсем юные музыканты. Такое решение – дань уважения Моцарту, одаренному ребенку.

Конкурс "Евровидение для молодых музыкантов" стал одним из центральных мероприятий "Года Моцарта". Финал конкурса одновременно стал и открытием одного из наиболее престижных музыкальных фестивалей Европы – Wiener Festwochen (Венской фестивальной недели).

Полуфинал конкурса проходил в одном из красивейших залов города – Концертхаузе (Vienna Konzerthaus). 7 музыкантов, вышедших в финал, 12 мая выступали на площади перед Ратушей. Их игру пришли послушать около 40 тысяч человек, десятки тысяч зрителей могли увидеть выступления конкурсантов благодаря прямой телевизионной трансляции финала.
4 июня 2006 года смотрите финальный концерт конкурса "Евровидение для молодых музыкантов" в эфире телеканала "Культура" в 13:05.

В 2006 году телеканал "Культура" уже в четвертый раз принимал участие в конкурсе, отправляя на "Евровидение для молодых музыкантов" одаренных ребят. 12-летний Дмитрий Майборода – победитель конкурса "Щелкунчик-2005" – представлял телеканал в Вене. Он, самый юный из участников, занял третье место. Дмитрий Майборода 1 июня был гостем программы "Ночной полет" (начало в 19:50).

В состав авторитетного жюри "Евровидения" входили австрийская скрипачка Лидия Байх; профессор Университета музыки и театральных искусств в Вене Карол Дон Рейнхарт, виртуозно играющая на трубе; руководитель Konservatorium Wien Privatuniversitat Ранко Маркович; норвежский гобоист, профессор Эрик Ларсен; пианистка, преподаватель Высшей музыкальной школы в Люцерне Хироко Сакагами; музыкальный критик в еженедельнике News Ханс Сихровский.

На конкурсе Диму сопровождал его педагог Валерий Владимирович Пясецкий. Представителем телеканала "Культура" выступил шеф-редактор Студии музыкальных программ телеканала "Культура", Заслуженный деятель искусств России Валентин Григорьевич Тернявский. Он любезно согласился ответить на вопросы редакции сайта.

- Валентин Григорьевич, когда на том или ином государственном телеканале принимается решение отправить на "Евровидение для молодых музыкантов" "своего" участника – является ли это только частью просветительской миссии?

- Этот конкурс - своего рода "битва титанов": победа того или иного юного музыканта – это "рейтинговые очки" для любого из телеканалов-участников, каждый из которых является членом EBU.

- К сожалению, в России "Евровидение для молодых музыкантов" гораздо менее известно, чем его "тезка" - конкурс популярной музыки...

- Да, к сожалению. Но мы стараемся изменить ситуацию: например, с Димой и его педагогом Валерием Пясецким встретится ведущий программы "Ночной полет" Андрей Максимов (1 июня в 19:50), а фрагменты финала конкурса будут показаны в эфире нашего телеканала (4 июня в 13:05), и мы стремились побольше рассказать непосредственно о Диме. Надеюсь, в будущем мы возьмем пример с тех наших европейских коллег, которые транслируют финал "Евровидения для молодых музыкантов" в прямом эфире.

- В самой Вене конкурс пользовался популярностью?

- Огромной. Говорят, что посмотреть на финал собралось около 40 тысяч человек. Многие смотрели выступления ребят по телевизору. Очень показательный штрих: когда мы ехали с Димой из гостиницы в аэропорт, его узнал наш таксист. "О, русский пианист!" - сказал он. Представляете? Конкурсантов узнавали и на улицах.

- Как выстроена программа конкурса?

- Первое выступление – полуфинал в Концертхаузе – это своего рода визитная карточка музыканта, 15-минутное представление своей программы. Дима играл фрагмент из балета на музыку Чайковского "Щелкунчик", марш и Andante maestozo в обработке Михаила Плетнева; "Рондо в турецком стиле" Моцарта и Фантазию на темы "Севильского цирюльника" Россини ("Фантазию Фигаро"). Вторая часть – собственно финал, где Дима исполнил заключительную часть 21-го концерта Моцарта. Накануне финала проходила генеральная репетиция, на которой присутствовали члены жюри и куда допускалась публика. Кстати, эта репетиция тоже транслировалась в прямом эфире венского телекана.

- В пресс-релизе "Евровидения…" сказано, что формат конкурса – это "сочетание благородного состязания и телевизионного шоу". Что стоит за этой фразой?

- Думаю, сочетание зрелищности и академизма. Дима, как, кстати, и подавляющее большинство конкурсантов, стремится к аутентичному исполнению музыки, к максимально бережному следованию замыслу композитора. Это – традиция. Но сейчас, чтобы массовая публика, даже такая подготовленная, как венская, воспринимала академическую музыку, к ней необходим "гарнир" в стиле современного перформанса. Отсюда – выбор на роль ведущего зеленоволосого молодого человека, который выехал на сцену на велосипеде и вел с публикой диалог, провоцируя ее на аплодисменты. Но в целом академическая традиция сильнее: конкурсанты играли в сопровождении Венского симфонического оркестра, созданного еще в конце XIX века. За дирижерским пультом стоял 35-летний Кристиан Арминг.

- Дирижер известен совместной работой с Сейджи Озава…

- Не только. Сейчас он является основным дирижером New Japan Philharmonic, и с этим оркестром в 2006 году у него запланировано множество концертов в Канаде, Австрии, Италии и Германии. Думаю, для венского "Евровидения" он стал идеальной кандидатурой на роль дирижера: молодой, талантливый, успешный посредник между миром академической музыки и современной культуры, ориентированной во многом на молодежь.

- Вы сказали, что венская публика достаточно подготовлена к восприятию классической музыки. Настолько сильна традиция, благодаря которой этот город называют "музыкальной столицей мира"?

- Думаю, да - во многом. Но любую традицию необходимо развивать и поддерживать. И когда идешь по Кертнер-штрассе (это пешеходная улица у Оперного театра) и видишь на мостовой памятные звезды с именами Стравинского, Чайковского, Пуччини, Листа, Шопена, Бруно Вальтера, понимаешь, что статус "музыкальной столицы" Вена сохранит надолго.

- Вы общались с Димой и во время проведения конкурса "Щелкунчик" осенью 2005 года, и сейчас, в Вене. Как он развивается как музыкант?

- Он очень быстро растет. В дополнении к фантастическим природным данным у него есть колоссальная работоспособность. "Евровидение" - фактически его первый "взрослый" конкурс, до этого он выступал и становился лауреатом музыкальных конкурсов среди юных, и сразу – победа.
Еще он очень восприимчивый и вдумчивый молодой человек. Я полностью согласен со мнением его педагога, Валерия Владимировича Пясецкого: у Димы есть все возможности для долгой и успешной карьеры серьезного музыканта.

Читайте также:
Аплодисменты Моцарту... и Диме>>