05.06.2006 | 14:20

Международный оперный центр "МОЦ-АРТ": дебют Елены Артюхиной

"Стать оперным режиссером трудно, но еще труднее поставить свой первый в жизни спектакль". Так считают организаторы Международного оперного центра "МОЦ-АРТ", который призван поддерживать молодых режиссеров. Минувший вечер на сцене Камерного музыкального театра стал премьерным в полном смысле этого слова! Две одноактные оперы современных композиторов – "Ворон" Юрия Каспарова и "В ожидании…" Фараджа Караева, прозвучавшие впервые, стали дебютом режиссера Елены Артюхиной. Подробности у "Новости культуры".

Как известно, если на сцене висит ружье, то оно обязательно выстрелит. А если публику у входа в театр встречает ворон, то … во-первых, это имеет отношение к названию спектакля, а, во-вторых, он еще появится на сцене

Юрий Каспаров мечтал написать оперу на сюжет поэмы Эдгара Алана По "Ворон" еще до учебы в консерватории, еще будучи студентом технического ВУЗа, а написав, 14 лет ждал, когда же кто-то из оперных режиссеров обратит на нее внимание и представит на сцене. Увидев то, что придумала режиссер Елена Артюхина, он удивился – не ожидал, что это произведение можно поставить так увлекательно и живо. Моно опера – жанр статичный. Но творческая смелость и не такие города берет.

Юрий Каспаров, композитор ,автор оперы "Ворон": "У меня ворон не поет, как у Эдгара По, он только каркает "Никогда". У меня каркает оркестр, камерный ансамбль, который находится на сцене. Но здесь появляется человек, который играет Ворона. И он еще поет часть текста".

Если композиторы пытаются увести оперу в сторону философии, размышлений и чистой музыки, то режиссеры возвращают ее театру. В оперном театре они ставят даже то, что оперой не является. Например, сочинение Фараджа Караева, которое называется "В ожидании". Жанр этого произведения – инструментальный театр. Оно исполняется, точнее, разыгрывается, четырьмя солистами-инструменталистами в сопровождении оркестра. Разыгрывается, потому что есть сюжет. Сочинение написано по пьесе Самюэля Беккета "В ожидании Годо".

Фарадж Караев, композитор, автор сочинения "В ожидании": "Вся сюжетная линия перенесена в музыкальную сферу, разыгрывается то же действие, что у Беккета, но без единого слова".

После этой постановки вряд ли данное сочинение можно считать оперой. Хотя, почему бы и нет. Была же у Обера опера, в которой главная героиня не спела ни ноты, потому что была немой. А здесь персонажи играют на инструментах.