14.06.2006 | 15:19

Выставка "Вышивка Западной Европы XVI –XX веков"

Костюм Ордена Подвязки – подарок английского короля Георга русскому императору Александру Первому. Плащ Евгения Богарнэ, пасынка Наполеона Бонапарта. А также - католические облачения и украшения для дворцовых интерьеров. Все это можно увидеть на выставке "Вышивка Западной Европы XVI –XX веков". Государственный Эрмитаж представляет в столице Татарстана 180 экспонатов из собственного собрания. Рассказывают казанские корреспонденты "Новостей культуры".

Вышивать также модно, как играть в карты. В XVIII веке французские дворяне, следуя примеру Людовика XV, помимо шпаги умели обращаться с иглой и пяльцами. Вышивка руками мужчин - уже только это привлекает посетителей. Реставрируют старинные изделия, как правило, женщины. Работу с тканями в Эрмитаже называют самой кропотливой. Полгода реставрировали эту алтарную завесу XVI-XVII века, украшенную кораллами. Выставляется впервые в эрмитажном центре Казани.

Галина Федорова, художник-реставратор Государственного Эрмитажа: "Использовалась неоднократно, все края пробиты гвоздями, золото было повреждено, кораллы осыпались".

Произведения светские – настенные панно, шитые разноцветными шелками скатерти и подушки. Церковные костюмы, украшенные растительным орнаментом. Здесь представлены основные стилистические этапы развития вышивки в Западной Европе XVI-начала XX века. Выставку готовили специально для Казани. Старались учесть местные вкусы и традиции – шитье по коже, изображения драконов.

Михаил Пиотровский, директор Государственного Эрмитажа: "Эта выставка тоже часть диалога культур. Западно-Европейская вышивка перекликается с традициями Татарстана, здесь прекрасно умеют вышивать по коже. И нам очень важно, чтобы это было привязано к жизни, а не просто так".

Оживить историю решили сотрудники Эрмитажа. Портрет любимого пасынка Наполеона Первого. Напротив – жемчужина выставки плащ Евгения Богарне. Образец высочайшего профессионального шитья, которое связывают с мастером Пико, он расшивал одежды самого императора. Для внимательно зрителя сюрприз. Перевязь под саблю, которая долгое время была в забвении, не только на портрете, но и на выставке.

Татьяна Косоурова, старший научный сотрудник отдела западно-европейского искусства Государственного Эрмитажа: "Ей 200 лет, она сохранилась, ее можно видеть не только на этом портрете, но и на портрете сына Богарне, Максимилиана Лейхтенбергского, он приехал в Петербург, женился на дочери Николая I, привез коллекцию оружия и эту одежду".

Роскошные и капризные изделия расшиты золотом и боятся света. Их нельзя выставлять больше, чем на полгода. Но их еще увидят руководители крупнейших музеев мира. В августе на международный консультативный совет они соберутся не в Эрмитаже, а впервые в Казани.