15.06.2006 | 18:23

Музей искусства народов Африки, Азии, Океании и обеих Америк

У подножия Эйфелевой башни разместится Музей искусства народов Африки, Азии, Океании и обеих Америк. Его открытие намечено на 23 июня. Древние экспонаты, разрозненные в небольших французских коллекциях, теперь объединятся под сводами необычной галереи. Архитектурный шедевр Жана Нувеля, расположенный на набережной Бранли, претендует на первое место в списке оригинальных экспонатов нового музея. Презентации грандиозного проекта уже идут по всему миру. На московской - побывала корреспондент "Новостей культуры".

Во Франции "не западное искусство", то есть искусство так называемых примитивных народов, до сих пор ютилось в небольших музеях на правах бедного родственника.

Николя Шабаефф, атташе по культуре при посольстве Франции в России: "Коллекции были рассеяны в разных музеях. Музеи были старомодны. Музеи колониального времени".

Историческую несправедливость в отношении примитивного искусства решил исправить Жак Ширак. Сначала в Лувре открыли Павильон Сессий. Теперь очередь музея на набережной Бранли. До последнего момента подробности проекта не разглашали.

Открытия музея на набережной Бранли ждали 10 лет. Среди своих собратьев – музеев, посвященных искусству народов Африки, Азии, Океании и обеих Америк - он рекордсмен. Как по числу экспонатов – более 30 тысяч, как по числу выставочных площадей – более 40 тысяч квадратных метров, так и по архитектурной задумке. Произведение архитектора Жана Нувеля называют "музеем в лесу".

Главный из четырех павильонов разместится в переходе, который словно нависает над огромным садом. Самого здания со стороны не видно: его скрывают деревья. Эти выступы – индивидуальные минизалы для особо интересных экспонатов. Роскошь, о которой многие музеи могут только мечтать.

Татьяна Метакса, зам. директора Государственного музея Востока: "Огромное пространство и много воздуха. Это не может быть плохо. Это очень хорошо".

Архитектор Жан Нувель еще и сэкономил пространство благодаря своим придумкам. В зал коллекций посетитель поднимается по синусоиде. Новый поворот – новая экспозиция. Хранилище музея – это многоэтажный стеклянный цилиндр. Конструкция функциональная, дружественная посетителям: все тайны прозрачны, да и самим экспонатам: все материалы натуральные.

Екатерина Селезнева, главный хранитель Государственной Третьяковской галереи: "Все действительно продумано. Хранение компактно и в то же время вмещает все, что нужно сохранить".

Эти росписи в залах музея делали восемь австралийских аборигенов-художников. Музей планирует не только сохранять древнее наследие, но и способствовать продолжению традиций. Есть площади под временные выставки, мультимедийный информационный и научный центр. Большой поток посетителей тоже предусмотрен французской стороной. А потому уже на презентации всем напоминают: по понедельникам у французских музеев – выходной.