19.06.2006 | 17:48

Японский дирижер Шуйа Окацу: впервые в России

Впервые в Россию приехал японский дирижер Шуйа Окацу. Для дебюта на сцене Большого театра он выбрал "Тоску", впервые поставленную в главном театре страны в 1930-ом году. Потом оперу возобновили в 71-м. Двести восемьдесят пятый спектакль не был похож на все предыдущие, ведь за пультом стоял Шуйа Окацу, который внес в традиционную трактовку оперы свои коррективы. Рассказывает корреспондент "Новостей культуры".

Что знает Шуйа Окацу о японской дирижерской школе? Он знает, что японская школа обязывает дирижера работать до того момента, когда проникновение в музыку будет стопроцентным. Он знает, что после тяжелой работы должен наступить перелом. И именно тогда дирижер может позволить себе проявить эмоции. Расставить главные смысловые акценты. И еще Шуйа Окацу знает, что он к японской дирижерской школе не относится.

Шуйа Окацу, дирижер (Япония): "Я не могу отнести себя не только к японской, но и к немецкой школе дирижирования, хотя и обучался в Германии. Скорее так: когда я дирижирую Верди или Пуччини, я пытаюсь сделать это так, как это сделали бы итальянцы. А если это Вагнер – я пытаюсь быть немцем".

Восемь лет в Германии, десять на Сицилии, потом – Швеция - пост главного дирижера музыкального театра Мельме. Понятно, почему Окацу так легко рассуждает о дирижерских школах. Кроме того, это – шестидесятая "Тоска" в его жизни, и ясно, что дирижер имеет свои представления о том, как она должна звучать.

Тем, кто знает японскую классическую музыку, - достаточно легко представить себе дирижерскую манеру Шуйа Окацу. Конечно же, - это сдержанность и обстоятельность. Прежде всего, Окацу изменил темпы, а именно – замедлил их. С его точки зрения, такие изменения нужны для более яркой прорисовки образа. А спектакль, тем временем, удлинился почти на час.

Целый час медитации на музыку Верди добавлен не просто так. Окацу не только усилил контрасты… кажется, он "смакует" каждый музыкальный оборот.

Шуйа Окацу, дирижер (Япония): "Вообще, я считаю, что приготовление пищи и дирижирование – это близкие искусства. Ты берешь некие ингредиенты и объединяешь их, а потом, когда блюдо почти готово – добавляешь соль и перец. Так же и в музыке".

За неделю пребывания в Москве Окацу не только провел репетиции, но и приготовил блюда из русской кухни. Приготовление пищи - единственное, что волнует Окацу кроме музыки.

Шуйа Окацу, дирижер (Япония): "Если вы хотите узнать меня по-настоящему, вы должны не только услышать мою "Тоску", но и попробовать мои пельмени и борщ".