19.06.2006 | 20:06

В Литературном музее - "Золотой век русской фотографии"

Фотография - самый модный предмет интерьера. Такой она была и в XIX веке, когда фотоискусство только зарождалось. Снимки соседствовали с картинами известных мастеров, а в фото-салон отправлялись как на праздник – целыми семьями. Каким был "Золотой век русской фотографии" - рассказывают "Новости культуры".

Экспозицию в Литературном музее открывают дагерротипы. Их особенность в том, что делались они в единственном экземпляре. Придя в Россию из Франции, этот самый ранний способ фотофиксации оставил для истории портрет Сухово – Кобылина, Полины Виардо, кабинет Жуковского в Зимнем дворце.

Благодаря фотографии теперь известно как выглядели декабристы Сергей Трубецкой, Муравьев-Апостол. Их портреты сделаны в ссылке. Но настоящий фотобум в России начался, когда придумали визитки - фото маленького формата.

Татьяна Шипова, научный сотрудник музея: "Буквально демократизация произошла фотографии, и люди кинулись к фотографам увековечивать и сниматься для подарков. У нас в Москве первое объявление о визитке было в октябре 1885 года".

Поначалу художники приняли фотографию в штыки. Они считали ее низким жанром, лишенным духа творчества.

Татьяна Шипова, научный сотрудник музея: "Гравер Николай Иванович Уткин принижал фотографию. И все - таки, когда он увидел свой фотопортрет, он гнев на милость сменил".

Работы лучших мастеров фотографии не просто фиксировали, они передавали психологическую характеристику модели. Среди экспонатов –портеры Гончарова, Чайковского, Достоевского, Чехова. Групповой портрет художников – передвижников – шедевр постановочного фото. Появились и первые хроникальные фотографии. Одна из них – крушение царского поезда в Борках.

Татьяна Шипова, научный сотрудник музея: "Иваницкий снял эти кадры, даже видно, что негатив разбился пополам. Тем не менее, эти фото сохранились, и вся Россия их увидела на выставке в 1889 году".

На выставке представлена большая коллекция так называемых домашних портретов. Фотографии из семейного альбома Софьи Андреевны Толстой рассказывают о частной жизни великого писателя. Пейзажи, интерьеры, снимки архитектурных объектов. Все это органично дополняет экспозицию и помогает почувствовать дух эпохи.