03.07.2006 | 13:40

110 лет со дня рождения Павла Антокольского

К одному из своих сборников Павел Антокольский поставил эпиграфом слова Леонардо да Винчи": "Напиши о свойствах времени отдельно от геометрии". И это для него было как задание самому себе – напиши о времени как поэт. Во все времена его литературной жизни. 1 июля исполнилось 110 лет со дня рождения Павла Антокольского. Рассказывают "Новости культуры".

Увлечением его детства было рисование. Сначала – цветные карандаши, потом акварель. Строгий город Петербург, где родился Павел Антокольский, требовал расцветки. Как потребовала поэзии Москва – "шумный, деревянный, низкорослый город" - таким он казался 10-летнему Павлику. Старшие классы гимназии – это стихи и театр. "Однажды на одной из стен вестибюля университета, куда Антокольский поступил на юридический, по стопам отца, он увидел объявление о том, что студенческая драматическая студия под руководством артистов Художественного театра набирает слушателей. Так в его жизни появился театр и Вахтангов. Так появилась Марина Цветаева. Она услышала его стихи в прокуренном вагоне поезда "Москва-Крым" , и строки из пьесы Антокольского "Кукла инфанты" настолько понравились Цветаевой, что по возращении в Москву она разыскала его и пригласила к себе в Борисоглебский переулок. Так началась большая дружба, и трудно сказать, кто был друг для друга большей музой.

Наталья Шаинян, научный сотрудник Дома-музея Марины Цветаевой: "Если Антокольский говорил Цветаевой – "Марина, вы золотая птица моей судьбы", то Цветаева воспринимала его как курчавого, юного, быстроногого лицеиста, а за этим описанием в русском сознании встает один образ, как вы понимаете. Это Пушкин".

Печататься Антокольский начал в 1918-м, а первый его сборник вышел в 22-м. Ранние стихи – это романтическая интонация, это вторжение в мир русской и западной истории. Посещение в 20-х годах Швеции, Германии и Франции дало материал для книги стихов "Запад", поэм "Робеспьер и Горгона", "Франсуа Вийон". Позднее в книги поэта вошел и многокрасочный Восток.

Владимир Крижевский, ведущий научный сотрудник Литературного музея: "Если говорить об Антокольском, что самое характерное для этого человека, это невероятная культурность его стиха. Он сам человек большой культуры – и его стихи – в огромной степени тоже о культуре – о ее судьбах, о творцах, о художниках".

В Великую Отечественную Антокольский работал во фронтовой печати, руководил труппой фронтового театра. Важнейшее произведение той поры – трагическая поэма "Сын", посвященная сыну Владимиру, погибшему через месяц после ухода на фронт.

Расщепленный атом и угроза новой войны, седая древность и двадцатый век – это тематические контуры книг позднего Антокольского. "Время – главный мой соавтор. Время – главный мой герой", - так написал поэт в одном из последних произведений.

Владимир Крижевский, ведущий научный сотрудник Литературного музея: "Он же был такой связующей нитью между Серебряным веком и веком шестидесятников. Он просто провел эту эстафету, ведь было немного ведь людей, которые несли эту эстафетную палочку и не исподличались".


Читайте также: Антокольский Павел: Постоялец времени