03.07.2006 | 20:36

Дрезденский театр – на гастролях в Москве

Художественный театр – достопримечательность не только Москвы. Свой "Шаушпильхаус" есть и в Германии. Ему почти сто лет. Ставят здесь в основном классику. Хотя ведут со зрителем разговор о современных проблемах. На фасаде здания дрезденского театра золотом выбита цитата из Гете – "Храня верность традициям, с радостью встречаем новое". В данном случае новое – спектакль по пьесе Лессинга "Натан Мудрый". В эти минуты немецкие артисты играют его в российской столице. Рассказывают "Новости культуры".

Установка декораций, проверка сцены, реквизита - с этого начинаются любые гастроли. А вот у режиссера Холька Фрайтага – еще одна головная боль - он проверяет титры. Ему помогает актер, который когда-то учил русский.

Перед спектаклем Фрайтаг желает актерам хорошего дня, говорит – нам ничто не помешает. Это он о размерах сцены, актерам придется приспосабливаться к гораздо меньшему пространству. Но играть на сцене Таганки они будут с удовольствием. Исполнитель главной роли - Дитер Манн много лет назад видел здесь легендарные постановки "А зори здесь тихие", "Гамлет".

Дитер Манн, актер (Германия): "Я попробую говорить по-русски чуть-чуть. 35 лет назад я жил полгода в Москве и пробовал…".

И продолжает уже по-немецки, что постановки Любимова оказали огромное влияние на него как на актера. Дитер Манн в спектакле "Натан Мудрый" - приглашенный актер.

Дитер Манн, актер (Германия): "Эта пьеса сопровождает меня с 1965-ого года. Сначала я играл рыцаря, потом дервиша. И вот сейчас Натана. Я получаю огромное удовольствие от превосходного языка Лессинга, от драматического конфликта и конфликта человеческого. Автор призывает всех к человечности и терпимости".

Впервые "Натана Мудрого" поставили в 1783-м году. Эту драму Лессинга режиссер Хольк Фрайтаг называет сердцем немецкой театральной классики.

Хольк Фрайтаг, режиссер, руководитель театра (Германия): "Эту пьесу в Германии ставят очень часто. Если Вы за нее беретесь, то чувствуете себя участником своеобразных Олимпийских игр, когда ты один в борьбе против многих соперников. Для того, чтобы с этим справиться, надо четко знать, что ты хочешь сказать с помощью этой пьесы. А потом необходимо найти хороших актеров, которые помогут раскрыть твою фабулу".

Фрайтаг говорит, что конечно, "Натан Мудрый" - это утопия. Но при этом режиссер напоминает: "Тот, кто не верит в чудеса, не является реалистом".