26.03.2012 | 09:50

В Ярославском театре драмы впервые разразилась шекспировская "Буря"

В Ярославском театре драмы имени Волкова грянула шекспировская «Буря». Эту пьесу в театре, которому 262 года, еще не ставили. Взялся за нее известный польский режиссер лауреат российской премии «Золотая Маска» Генрих Барановский. В нашей стране он известен постановками в Новосибирском театре оперы и балета – «Леди Макбет Мценского уезда» и «Жизнь с идиотом», а также инсценировкой романа Януша Вишневского «Одиночество в сети» – в Балтийском Доме. Теперь вот Шекспир на ярославской сцене. Рассказывают «Новости культуры».

В трактовке польского режиссера, эта пьеса – о превосходстве духовного над материальным. Генрих Барановский и в жизни придерживается таких взглядов, и даже на пресс-конференции перед премьерой выглядел необычно.

«Самое важное в мире – это духовный мир, – считает режиссер. – Натурально мы должны быть, как будто одеты. За своей фантазией, вот так, например, почему нет. Хороший плащ, хороший. Все в порядке. Стоит недорого».

Постановка «Бури» – само по себе событие, эту пьесу в российских театрах ставят нечасто. Да и отношение к ней весьма противоречивое.

«Из всех пьес Шекспира – это самая непонятная, самая скучная, самая нудная и самая, прости меня режиссер, неудавшаяся пьеса Шекспира, как пьеса, – говорит художественный руководитель театра имени Волкова Евгений Марчелли. – Но есть сумасшедшие режиссеры, которые ее берут и ставят».

Эту пьесу традиционно относят к волшебным сказкам. Хотя создана она «по мотивам» реального события – кораблекрушения у Бермудских островов. Но по замыслу Барановского, «Буря» это не сказка, а скорее антиутопия.

«Произошла катастрофа в сознании людей, – говорит хореограф Сергей Грицай. – Она, прежде всего, произошла в сознании. И мы можем себе вообразить, что вообще какой-то катаклизм, что это апокалипсис».

Атмосферу глобальной катастрофы создают декорации польского художника Ежи Калины. Больше известный как автор перформансов и инсталляций, в России впервые попробовал себя в качестве художника-постановщика

Актерам пришлось нелегко. Барановский стремится к слитности слова, движения, музыки, визуального образа. И требует от исполнителей освоить не привычную для них лексику современного поэтического театра. А хореограф Сергей Грицай идет по пути визуализации шекспировских образов, метафор – через пластику. Но и с этой задачей участники спектакля, похоже, справились.

Увидеть пьесы Шекспира в совершенно ином свете смогли и зрители нашего телеканала. В проекте под названием «Шекспир. Перезагрузка» действие произведений английского драматурга переносится в наши дни и заставляет по-новому взглянуть на всем известные сюжеты.