26.03.2012 | 10:20

Новый взгляд на "практику исторически информированного исполнительства" Владимира Юровского

Владимир Юровский возглавил Государственный оркестр имени Светланова менее полугода назад. Но путь, который выбрал новый художественный руководитель, уже очевиден. Одно из приоритетных направлений – музыка ново-венской школы, написанная около ста лет назад, но которая и сегодня воспринимается как остросовременная. Новизну сочинений Веберна и Берга сначала должны были постичь музыканты. Вслед за ними их полюбит и публика. Рассказывают «Новости культуры».

Неделя репетиций перед очередным концертом, это много. Но в данном случае необходимо. Оркестр не играл подобной музыки очень давно. Владимир Юровский – дирижер новой формации. Каждая программа – выстроенная концепция. В наше время воспринимать Бетховена без его последователей, считает маэстро, невозможно, а ново-венскую школу невозможно понять без Бетховена.

«Веберн, который был не только выдающимся композитором, но и выдающимся педагогом, – рассказывает Владимир Юровский. – В конце 20-х – начале 30-х читал лекции о Бетховене, в которых заново объяснял ученикам эту музыку. И показывал, как принципы органического роста, кот он практиковал уже в своей 12- тоновой музыке, все вышли из Бетховена».

Передать красоту музыки, которая до сих ошеломляет некоторых слушателей своей новизной, маэстро Юровский пригласил французского скрипача Рено Капюсона.

«Скрипичный концерт Берга я считаю одним из лучших сочинений всего ХХ века, – говорит Рено Капюсон. – И очень люблю его. Оно часто исполняется в Европе. Это очень типичное произведение для Берга. Гармоничный синтез интеллектуального и эмоционального».

3-ю симфонию праотца ново-венцев Бетховена Владимир Юровский исполнил в редакции Густава Малера. Австрийский композитор и дирижер значительно расширил оркестровый состав, ввел дополнительные инструменты. Интересно, что малеровская интерпретация Бетховена связана с Россией. В 1902 году Малер играл эту симфонию в своей версии с оркестром Мариинского театра.

«Голоса, специально дописанные, он привез, как он расширил оркестровку Бетховена, они остались там в библиотеке, – рассказывает Владимир Юровский. – И разошлись по всей России. Потом в современное время этими вписками пользовались дирижеры от Абендрота и Клемперера, учеников Малера, приезжавших дирижировать в Россию. До Мравинского, Гаука и Светланова. Они все, так или иначе, воспитанники этой малеровской традиции дирижерской школы».

Исполнив бетховенский шедевр в малеровской редакции, Владимир Юровский задал иной угол зрения на «практику исторически информированного исполнительства». У каждой эпохи свой Бетховен. И свое представление об аутентичности.