13.07.2006 | 14:28

"Восьмерка" обсудит проблемы образования

Качество образования, его доступность для развивающихся стран, стимулирование инновационного процесса и адаптация мигрантов - таковы вопросы, которые образовательное сообщество ставит перед участниками Санкт-Петербургского саммита "большой восьмерки". Россия как председатель инициировала появление этой темы в повестке дня.

Вопросы образования нечасто входят в повестку дня "G8". За полувековую историю этой организации лишь Япония проводила встречу представителей восьмерки по вопросам образования. Однако к политикам и обществу пришло осознание: в мировом образовательном процессе назрел ряд серьезных проблем и затягивать с их решением нельзя. "Во многих государствах и регионах,- отмечает президент России Владимир Путин, - по-прежнему остро стоит проблема доступности даже начального образования. Мы рассматриваем это как настоящее гуманитарное бедствие".

Повестка дня к июльскому саммиту готовилась в течение года с участием профильных министров стран восьмерки, а также Бразилии, Китая, Индии, ЮАР и ряда других, а также экспертов, общественных организаций. Ряд предложений, подготовленных российской стороной, были одобрены на встрече министров образования стран восьмерки.

Среди самых обсуждаемых - инициатива по установлению системы признания вузовских дипломов в мире, что необходимо для обеспечения мобильности студентов. При этом Россия ставит вопрос о взаимном признании не только дипломов, а - что еще важнее - квалификационных критериев. Главное, по словам министра образования и науки Андрея Фурсенко, состоит в том, что "каждая образовательная система имеет свои особенности, свои традиции, свои качественные отличия, и это составляет бриллиант каждой из них".

Перед лидерами государств образовательное сообщество мира ставит четыре основные задачи. Во-первых, сделать образование "адекватным глобальному инновационному процессу, который определяет основные тренды экономического роста в современном мире". Тема "Образование для инновационного общества" рассматривает влияние образования на экономический рост и повышение конкурентоспособности, улучшение уровня научных исследований и технологических разработок.

Во-вторых, обеспечить "рост качества образования - в контексте глобальных рынков труда и требований экономики, основанной на знаниях".
Тема "Навыки для работы и жизни" охватывает вопросы школьного и дошкольного образования, поиск баланса между обучением практическим навыкам, техническим и гуманитарным дисциплинам.

В-третьих, "оптимизация усилий стран для решения проблемы доступа к качественному начальному образованию в беднейших странах мира". Тема "Образование для всех" подразумевает обеспечение всеобщего доступа к базовому образованию - так сегодня лишь 60 процентов населения Африки имеют возможность учиться.

Четвертая тема - "Образование и миграция" - охватывает вопросы улучшения обучения мигрантов для их адаптации в обществе.

Формулировка основных вопросов повестки дня довольно общая, однако в каждом направлении содержится четкий план действий, преследующий главную цель - обеспечить высокий уровень образования во всех странах. Министр Фурсенко подчеркивает, что "надо не только обеспечить всех жителей мира образованием, но и гарантировать его качество".

"Необходимо не просто обучить детей чему-нибудь, надо научить их учиться эффективно", - сказал он в интервью ИТАР-ТАСС, пояснив, что в школах и вузах все равно невозможно дать всей необходимой по жизни базы знаний, поэтому "следует создать систему доступного непрерывного образования".

Министр напомнил, что программа "Образование для всех" готовилась прежде всего для стран "третьего мира". При этом Россия будет не только участвовать в конструктивном диалоге, но и материально поддерживать эту инициативу. В Фонд поддержки образования для всех уже перечислено более 7 миллионов долларов. Существенные суммы будут выделяться на эти цели и в течение ближайших трех лет. Фурсенко убежден, что "меняется экономика мира, и мы должны понять, как должна быть адекватно адаптирована система образования, какие кадры надо готовить для того, чтобы экономика знаний могла развиваться в разных странах, включая развивающиеся страны".

Россия в 2003 году присоединилась к общеевропейской программе по вопросам образования, известной под названием Болонский процесс, запущенный в 1999 году. Саммит в Санкт-Петербурге позволит ускорить и упростить этот процесс. Сейчас в него входят 45 стран. Еврокомиссия работает над созданием рамочного соглашения в области образования, которое, в частности, подразумевает взаимное признание ученых степеней и других соответствующих документов.

По итогам встречи, предварявший саммит, министры образования "Группы восьми" предложили своим лидерам Московскую декларацию, в которую вошли все предложения российской стороны, касающиеся проблем образования мигрантов, повышения качества обучения в мире, сохранения индивидуальных систем образования. В декларации, уже утвержденной на министерском уровне, также отмечается, что ключевая роль в развитии современных систем обучения отводится бизнесу. "Это необходимо делать в правовых рамках, которые обеспечивают надежную защиту интеллектуальных прав, а также возможность притока инвестиций", - говорится в документе.