18.07.2006 | 10:58

Филонов в Русском музее

"Павел Филонов. Очевидец незримого", так называется новый проект Русского музея. Выставка, открывшаяся накануне, первая за восемнадцать лет и самая крупная экспозиция выдающегося авангардиста 20-го столетия, основоположника аналитического искусства.

Посетителей обещали удивлять – и сдержали слово. Для представления полотен Филонова организаторы подобрали особый интерьер: потолок и стены затемнили, а работы высветили специальными софитами. Евгения Петрова, заместитель директора Государственного Русского музея, рассказывает о художнике: "По его дневникам известно, что он любил смотреть на свои работы через проем двери, так что мы постарались максимально близко подойти к той точке, с которой выставлял бы свои работы сам Филонов".

Сам художник почти не выставлялся, коллекционеров на порог не пускал - ждал, когда в его стране откроют Музей аналитического искусства, которому и собирался завещать свои работы. Но после смерти Филонова его сестра Евдокия передала полотна в Русский музей - долгое время они хранились в запасниках.

Можно не только увидеть, но и услышать, как звучит живопись Филонова.
Графическая работа на стекле - своего рода партитура для синтезатора звука, инструмент распознает только незакрашенные участки и преобразует их в звуки. Композитор Станислав Крейчи озвучил семь картин художника, теперь они звучат на выставке непрерывной фонограммой.

На экспозиции представлены 85 живописных полотен и почти столько же графических листов - едва ли не более ценных, если вспомнить, например, почти детективную историю с возвращением семи шедевров из центра Помпиду в Париже и недавнюю передачу рисунка "Головы" Русскому музею. Кроме того, многим картинам вернули их исторические названия – и это теперь помогает понять, что именно видел Филонов в своем времени.

Посмотреть и послушать Филонова можно будет до первого октября. А прямо перед Новым годом проект увидят в Москве.

Читайте также:

Очевидцы незримого.