19.07.2006 | 14:29

Из истории велосипеда

Уникальная выставка, посвященная велосипеду, открылась во флорентийском Институте и музее истории науки.

Особое место на выставке старинных велосипедов занимает своего рода самокат - прототип современного двухколесного велосипеда. Он был изобретен в 1816 году немецким аристократом Людвигом фон Драйзом и представлял из себя почти настоящий велосипед - с рулем и мягким сидением, но только без педалей. Чтобы куда-то отправиться на нем, нужно было постоянно отталкиваться ногами от земли. Тормозить также приходилось ногами.

Барон фон Драйз был уверен, что его изобретение заменит лошадь благодаря своей эффективности и низким затратам по содержанию - кормить пришлось бы только одного себя. Однако он не учел, что с него можно было легко упасть, с его "помощью" мгновенно испачкать одежду и быстро износить обувь. По этим причинам первый велосипед стал всего лишь модной игрушкой в высшем обществе. Его конструкторы часто украшали "бегунок Драйза" деревянными головами лошадей, змей и слонов. Соревнования на таких велосипедах иногда проводятся во Флоренции.

В 1861 году француз Эрнест Мишо сумел избавиться от основных недостатков аппарата Драйза, добавив к нему педали, крутившие переднее колесо, а через несколько лет - тормоза. Деревянные колеса при езде по каменным мостовым неимоверно трясли, из-за чего этот велосипед часто называли "костотряской". Тем не менее он имел огромный успех, как в Европе, так и в Америке. На нем колесил по Парижу сын Наполеона III, а в Америке студенты Гарварда и Йеля носились по университетским городкам.

Восемь лет спустя на смену этому транспорту пришла модель "Ариэль", изобретенная в Англии. Она отличалась от предшественников большими размерами переднего колеса. Чтобы разрекламировать свой велосипед, изобретатели Джеймс Старли и Уильям Хилман проехали тогда за один день 153 километра, разделяющие Ковентри и Лондон, обратив на себя внимание прессы.

Увеличение размера переднего колеса, которое порой достигало трех метров в высоту, обеспечило увеличение проходимой дистанции за один оборот педалей, однако на таком велосипеде было достаточно сложно удержать равновесие и не сбить пешехода. Резкое торможение приводило к неминуемому падению.

С изобретением в 1879 году цепной передачи и с возвращением к колесам маленького размера, а также благодаря гениальной находке - резиновым шинам, которым мы обязаны Данлопу, Мишлену и Пирелли, велосипед стал безопаснее и завоевал популярность во всем мире.