20.07.2006 | 11:40

Супрематический канон в Москве

Казимира Малевича и его верных учеников из Витебска Николая Суетина и Илью Чашника называют "великой супрематической тройкой". Многое из их наследия безвозвратно утрачено, бесценные остатки буквально разбросаны по музейным фондам и частным коллекциям, недоступным широкому зрителю. Одной из крупнейших считается коллекция художника Льва Нуссберга. С 70-х годов она находилась в США. Однако теперь 80 графических работ и несколько скульптур вернулись в России: выставка "Супрематический канон", которую представляет столичная галерея Гари Татинцяна, знакомит с супрематической графикой и скульптурой.

Существование этих графических работ – не новость. Богатейшая коллекция русского авангарда, собранная художником, основателем группы кинетического искусства "Движение" Львом Нуссбергом, известна во всем мире. Новость то, что эти работы вернулись из США в Россию. Правда, достоянием музеев они все равно не станут, а пополнят частные коллекции.

Лидия Иовлева, заместитель директора Государственной Третьяковской галереи: "Они не попадали в галерею тогда, когда были свободны, а когда галерея могла их приобрести, их стало мало".

Супрематическая композиция Малевича – эскиз к полотну, которое находится в Музее современного искусства в Нью-Йорке. Картина не имеет названия. Художник вообще не задумывался над подписями к своим работам, поэтому другой рисунок позднего Малевича, скорее, исключение: мастер нарисовал не крестовидную плоскость, а настоящий крест и дал работе название "Крест, квадрат, круг и могила". Говорят, это картина уже "уставшего" Малевича.

В супрематической цветовой триаде – черный, белый, красный, Суетин заменил красный на свой любимый зеленый цвет. А Чашник – единственный из супрематистов стал использовать черный – контрастный – фон. Супрематизму – науке о гармонии геометрических форм – ученики Малевича нашли утилитарное применение – композиции супрематистов появлялись везде – на пудреницах, агитпоездах, агитфарфоре.

На выставке можно найти эскиз Чашника – модель блюдца. По проекту Суетина строили павильоны Советского Союза на международной выставке в Нью-Йорке, а в историю народного хозяйства он вошел как главный художник Ленинградского фарфорового завода.
От наследия скульптора Василия Ермилова не осталось практически ничего. С Малевичем он никогда не встречался, но считается его последователем. Макеты "Эпоха революции" и "Три российские революции" чудом оказались сначала в коллекции Льва Нуссберга, а теперь вернулись на родину.