25.07.2006 | 13:18

Неактуальное искусство

Несмотря на все возрастающую силу современного, как говорят, искусствоведы "актуального искусства", реалистическая живопись находит своих приверженцев среди молодых. Восемь выпускников суриковской Академии художеств провозгласили себя преемниками "сурового стиля". Стиля, который зародился во времена хрущевской оттепели.
Выставку, где представлены их работы, молодые живописцы назвали просто: "Неактуальное искусство". Никаких инсталляций или перформансов, только холст и краски

Сегодня дорога в большинство московских галерей этим художникам закрыта, но их это не смущает. Они называют себя очень немодно – реалисты. Правда, реализм понимают по-своему: "У любого художника своя точка зрения на мир. Если он стремится ее отобразить очень упорно и очень сосредоточенно и для него это важно, то мы можем назвать этого художника реалистом".

Художники пишут с натуры. И дом у них всегда похож на дом, а стул – на стул. Но все же реальность эта весьма условная. Серию московских пейзажей Павел Боркунов писал, глядя из одного и того же окна. Картины получились очень разные. Цвета отличаются,церковь над домами иногда появляется, а иногда пропадает.

Полуразрушенную статую советской спортсменки Егор Плотников обнаружил на стадионе и превратил в аллегорию былого имперского строя, а горящий Манеж стал у него символом гибели. Так можно было бы нарисовать и пожар 1812 года, и гибель Трои. От политических, сиюминутных аллюзий неактуальные художники отказываются сознательно. Не привлекают их и эксперименты современного арта. "Эти идеи рождены сиюминутностью, они могут быть яркие, броские, эффектные, но так же быстро они и умирают в сиюминутности", - говорит один из молодых художников.

Сложные концепции неактуальным художникам не нужны. Они с удовольствием повторяют слова своих институтских учителей: художник должен быть ремесленником. Техника воплощения им гораздо интереснее, чем сюжет, который они часто находят в окружающей действительности.

Все восемь художников – ученики мастерской Павла Никонова. В 60-е годы их учитель в пику соцреализму провозгласил "суровый реализм". На картинах Никонова трудящиеся уже не лучились улыбками оптимизма. Реализм Никонова в те годы смотрелся почти авангардом и вызвал сильное недовольство Хрущева на выставке в Манеже. Сейчас реализм его учеников смотрится не менее провокационно. Ведь в современном искусстве вряд ли можно сделать более радикальный жест, выбрав консерватизм.