26.07.2006 | 13:18

Поэзия в красках Андрея Ланского

Отдел личных коллекций Музея изобразительных искусств имени Пушкина продолжает знакомить с художниками русского зарубежья. Недавно здесь прошла выставка Сержа Шуршуна. Накануне в музее открылась выставка Андрея Ланского: живопись, графика и мозаики. Фактически, это первая персональная выставка работ Ланского на родине.

Художник, которого называют "графом абстракции", граф и по рождению. Граф Андрэ или Андрей Ланской родился в 1902 году в Москве, окончил Пажеский корпус, а живописи учился в Киеве, в мастерской Александры Экстер. Затем – обычный маршрут дворянина эмигранта: Крым – Константинополь – Париж. Начинал, как и многие, с фигуративных опытов, но уроки Экстер и влияние Кандинского привели Ланского к лирической абстракции, которая и принесла ему европейскую известность. Он считал, что все формы и цвета уже существуют в мире, а художники могут лишь найти новые отношения между ними.

Ланской не делил живопись на абстрактную и реалистическую. Хотя и сам в молодости писал "наивные" картины. Его увлекали символистские работы Судейкина, эпатажные Ларионова. Одновременно он знакомился с новейшими течениями французской живописи, оказавшись в Париже, сразу же попал в эпицентр художественной жизни.

Картины Андрея Ланского – это поэзия в красках. Романтичны даже названия: "Надпись на снегу", "Сопровождающий ветер", "Свежая вода". Художник не любил смешивать краски – работал лишь чистыми цветами, поэтому его стиль так узнаваем.

Для России Андрея Ланского открыл художник Валерий Волков. Волков впервые побывал в парижской мастерской Ланского в 1966 году. "Смотрю холсты, - вспоминает художник. – Меня поразила кладка, как он клал краску, какой ритм. Я даже потихонечку потрогал, незаметно. Они были сухие, но казалось, что краска только что положена".