27.07.2006 | 17:15

Оголенная плотность бытия

Зинаида Серебрякова, Фрида Кало – мировая живопись знает не так уж и много женских имен. Этот факт ничуть не смущает Вильмотту Оливию Шафхаузер, чья выставка открылась в Музее современного искусства. В работах начинающей художницы из Финляндии уже виден мастер, способный факты собственной биографии превратить в произведения искусства.

"Я художник собственной реальности", – говорила мексиканка Фрида Кало. Финка Вильмотта Оливия Шафхаузер тоже создает "собственную реальность". И почти теми же средствами, что и ее знаменитая предшественница, делая главным элементом своего творчества автопортрет. Вера Дажина, искусствовед говорит: "Это как бы главный персонаж, через который она выражает свое переживание жизни. Она поэт – как поэт слова, так и такое же образное поэтическое мышление в ее произведениях".

Картины Шафхаузер – по-женски автобиографичны. Вот молодая женщина обнимает любимого мужчину, а вот она же с запрокинутыми за голову руками – жест, символизирующий утрату любви.

Манеру, в которой работает Шафхаузер, искусствоведы определить не берутся. Скандинавская сдержанность соседствует с какой-то пьянящей чувственностью, точная геометрия форм – с яркой экспрессией, холодные оттенки зеленого – с безудержным красным цветом. Одна работа и вовсе называется "Красная энергия": в центре – красный квадрат с холодным изображением лица художницы.

В двух залах Музея современного искусства представлены 33 полотна с очень поэтичными названиями: "Оголенная плотность бытия", "На крыльях к черте", "История Луны и Солнца". В этих работах художница словно подводит итог определенному этапу в своей жизни, после которого начнется совершенно новое.