28.07.2006 | 20:13

Юбилей, который не отмечают

"Владеть кистью – этого еще очень мало для того, чтобы быть живописцем. Живописцу надобно быть вполне образованным человеком", - этой фразой художника и философа XIX века Александра Иванова и сейчас могут руководствоваться те, кто хочет оставить свой след в искусстве.
Александр Андреевич Иванов родился 28 июля 1806 года, 200 лет назад, в Санкт-Петербурге.

"Каждый экзамен подаю эскизы, ныне же написал программу, изображающую блудного сына, которая была одобрена на экзамене. Но так как я ее писал дома и нахожусь еще в 3-ем возрасте, то не получил никакой награды…"
Юного Александра Иванова преподаватели упрекают в том, что кто-то помогает ему рисовать. Ученические работы не просто профессиональны, в них есть нечто большее. Огромный талант, благодаря которому рисунок натурщика, обычная штудия обнаженного тела, становится романтическим портретом.

Сын профессора Академии художеств, питомец этого прославленного вуза, Александр Иванов позже будет считать, что Академия тормозит развитие отечественного искусства. Именно поэтому большинство его картин он завещал Московскому университету. Достоинство коллекции Русского музея в том, что в ней собраны все ранние работы мастера. И единственный автопротрет молодого художника – его атрибутировала Наталия Уварова. Этот рисунок она считает авангардным. Он сделан неожиданно для того времени красной тушью. Иванов опередил академические каноны и в целом – время.

В залах Русского музея хранится эскиз картины "Явление Христа народу", сам шедевр – в Москве. Александр Иванов работал над ним 20 лет в своей мастерской в Риме. Большую часть жизни мастер провел в Италии, куда поехал как пенсионер общества поощрения художников.
Николай Гоголь так вспоминал о жизни Иванова в Риме: "Нищета его была такова, что он по суткам довольствовался стаканом кофе и черствой булкой". У современников не было сомнений в том, что Иванов подвижник.

Иванов умер в Петербурге в 1858, когда узнал, что картину "Явление Христа народу", главное дело его жизни, плохо приняли критики и двор.
Интерес к творчеству Иванова во второй половине XIX века был огромным, затем наступил спад. Иванова еще предстоит оценить по-настоящему, считают историки, ведь даже его письма и рассуждения о Боге и искусстве ни разу не издавались полностью.

В мастерской Александра Иванова в Риме установлена мемориальная доска. В России нет ни памятных знаков, ни улиц, ни площадей, названных в честь художника, который так много значил для отечественного искусства. Двухсотлетие со дня рождения Александра Иванова в Петербурге отмечать не будут, выставка в Русском музее откроется только через год.