27.03.2012 | 10:50

"Школа современной пьесы" отмечает свой день рождения актерской импровизацией

Сегодня у служителей Талии и Мельпомены во всем мире – профессиональный праздник. Международный день театра был установлен в 1961 году по инициативе ЮНЕСКО. Первым автором послания ко Дню театра был гениальный француз Жан Кокто. А в этом году с приветственной речью к своим соратникам и коллегам обратился Джон Малкович, пожелав преодолеть непонимание, бедность и нигилизм во имя дела всей жизни. Несмотря на то, что День театра не имеет в России официального статуса, к этому празднику приурочены всевозможные торжества, и театральные фестивали. А столичная «Школа современной пьесы», которая сегодня отмечает свой день рождения, представит премьеру спектакля «Подслушанное, подсмотренное, незаписанное...». Рассказывают «Новости культуры».

За недолгие полтора месяца репетиций проекта актеры многому научились, но в первую очередь – конечно – подслушивать, подсматривать, и – записывать в виртуальный блокнот памяти. Идеи для импровизаций подбирают иногда прямо по дороге в театр.

«Например, сегодня мы моя партнерша не дала мне реплику про мужа, и поэтому целая часть предположительно заготовленной мною импровизации просто выпала, – рассказывает актриса Татьяна Веденеева. – А это значит, ты должен немедленно ее чем-то заполнять другим».

Мама в шоке: возлюбленная сына старше нее самой. А за столиком рядом музыканты – два друга – навсегда становятся врагами. И тут же – компания бывших однокурсников, по нелепой причине не может расплатиться за дорогой ужин. Уютную веранду кафе сценограф Алексей Трегубов разместил прямо посредине зала – актеры окружены зрителями. Свет прожектора выхватывает из полумрака столики – один за другим. Вот Альберт Филозов, ждущий гостей к своему дню рождения, – мрачнеет после каждого звонка занятых своих друзей. Эта линия спектакля – документальная, посвящена реальному юбилею известного актера, грядущему в июне.

Комичные, нелепые, трагичные, лживые, деловые, трепетные – истории, подсмотренные и подслушанные в сумасшедшей жизни, всегда – разные. В рамках заданной темы актеры наполняют их самостоятельно – каждый вечер заново. Гришковец придумал более 20 сюжетов, в один спектакль вмещается 8-9. У каждого вечера теперь своя интрига – тасоваться эпизоды всякий раз будут по-разному. Ни одной одинаковой истории, ни одного одинакового спектакля.

«Он не позволяет нам, актерам, расслабиться, – говорит народный артист России Юрий Чернов. – Ты знаешь, что надо собраться – иначе спектакля не будет».

С успехом выполнив поставленную цель – сделать спектакль сплошь импровизационный, накануне премьеры Иосиф Райхельгауз пришел, кажется, к парадоксальному выводу.

«Сейчас, на репетиции, ну, не знаю – ну, не десятки, но десяток было таких импровизаций, которых вот – ах, ну как это сохранить? – говорит режиссер. – Ну как это сохранить? Очень хочется сохранить. У меня даже возникло такое желание, чтобы это год поиграли, поимпровизировали сезон, потом я бы попросил Женю Гришковца все-таки записать это в виде пьесы и выучить текст».

Все материалы темы о Международном дне театра>>>