11.08.2006 | 18:50

По "Трагедии" Маяковского

"Это, пожалуй, самое важное мое занятие за последние 30 лет", – говорит о работе над новой постановкой художественный руководитель театра "Эрмитаж" Михаил Левитин. Название "О сущности любви" режиссер позаимствовал из письма Владимира Маяковского товарищу Кострову. В основе спектакля – малоизвестная пьеса Маяковского "Трагедия", а также – протоколы допросов по делу его загадочной гибели. Михаил Левитин предполагает выдать премьеру в октябре.

"Залезь на рояль, спрыгни, пройдись по спинкам кресел", – просит режиссер Левитин актера. Сцену со "сморщенным старикашкой, который плачет на рояле" - образ из "Трагедии" Маяковского - придумали накануне, и вот – инструмент в центре зрительного зала.

Образ, возникший в поэтическом бреду, по мнению Михаила Левитина усиливает ощущение сумасшествия. Того сумасшествия, которого было сполна и в жизни поэта, и вокруг его персоны после смерти.

Ирина Богданова, исполнительница роли Лили Брик:
"Здесь главное – о нем говорить, весь спектакль – о нем, но его нет, он только через людей, через нас".

В прологе – версии самоубийства. Протоколы допросов по делу трех главных женщин в жизни Маяковского. На грани нервного срыва Лиля Брик, Вероника Полонская, Татьяна Яковлева. Обвиняют и одновременно оправдывают и друг друга, и себя.

Пьеса Маяковского "Трагедия" ставилась лишь однажды – в 1913 году. Режиссер считает ее пророческой, будто бы в ней поэт объясняет истинные причины самоубийства.

Михаил Левитин, режиссер:
"Я хотел понять природу этих необычных эмоций, где нет ни слова лжи. Я просто отвечаю перед ним, отвечаю перед Маяковским, у меня такое ощущение, что это его заказ.

Сейчас идет только первый этап репетиций, материал сырой, актеры еще подглядывают в текст, а вместо построенных на контрасте цвета декораций – скромная выгородка. Хотя по плану премьера должна состостояться в октябре, Левитин выпустит спектакль только тогда, когда почувствует, что он готов. "Не хочу торопиться", – признается режиссер.