27.03.2012 | 12:40

О тех, кто дергает за веревочки. Секреты искусства кукольника

Среди работников театра, отмечающих сегодня свой профессиональный праздник – особое положение занимают кукольники. У них подчас более сложная задача, чем у драматических актеров – не просто подчинить весь свой сложный психофизический аппарат созданию художественного образа, но переплавить актерское состояние в действия, поступки находящейся в руках актера театральной куклы. О работе актеров и кукол на сцене и за кулисами - «Новости культуры».

Студенты театральной академии репетируют пьесу итальянского драматурга Карло Гоцци «Ворон». Из тридцати человек на курсе до диплома дошли только шестнадцать. Остальные с театральной дистанции сошли, решили что куклы - искусство несерьезное.

«Остаются самые стойкие, те, кто влюбляются в театр кукол, может быть, даже не влюбляются, но кому интересно работать с театром кукол», - объясняет заслуженная артистка России Ирина Ласкари.

Знаменитый режиссер Евгений Деммени говорил: «Нет плохих кукол, есть плохие актеры». Свои самые смешные номера он создавал из самых простых в мире кукол. Его талант мог оживить все, что угодно: к примеру, старый шарф - всеми забытый и ненужный, или потерянную перчатку - одинокую, оставшуюся без пары. Что уж говорить о марионетках...

Александр Лоскутов, студент IV курса Санкт-Петербургской Академии театрального искусства: «Если делаешь сам куклу, то ты вкладываешь туда свою энергетику».
Наталья Демидюк, студентка IV курса Санкт-Петербургской Академии театрального искусства: «Сколько ты в куклу вкладываешь, столько она тебе отдаст на площадке!»

Театральная мастерская. В 1966 году здесь открыли курс «Композиция куклы». Программа, которой нет ни в одной школе мира. Педагоги учат не просто лепить куклу, а всем вместе создавать сценический образ. Один художник делает эскиз, другой - фигуру, третий - грим и парик.

«Ее делают многие руки. Как намоленная икона. Потому что все делают - каждый со своей мыслью, каждый со своей работоспособностью, каждый со своей душой», - объясняет заведующая кафедрой сценографии и технологии Театра кукол Санкт-Петербургской Академии театрального искусства Валентина Ховралева.

Казалось бы, кукольный театр создан для детей. И взрослым не так интересен, как, скажем драматический. Но этот миф еще век назад развеял великий Образцов. Родители, которые приводили своих малышей на представление, просили мастера поставить спектакль для них. И он поставил. Да так, что современники были в восторге. Теперь уже новое поколение кукольников мечтает повторить такой успех. Заставив зрителя переживать, радоваться и плакать вместе с артистом.

Все материалы темы о Международном дне театра>>>