17.08.2006 | 19:30

"О социалистическом реализме"

Борьба за творческую интеллигенцию и, в первую очередь, за писателей – одно из главных направлений культурной политики уже в первые советские годы. Но поставить писателей на службу власти означало создать систему тотального контроля и жесткого партийного руководства всем литературным процессом. И такая система была создана. Яркое проявление ее в действии - Первый съезд Союза писателей СССР.

"Мы будем штамповать интеллигентов как на фабрике" - эти слова Бухарина, сказанные в 1925 году, в значительной степени относились к писателям. А уже в 1932 завершился период независимости литературы от идеологии: постановлением ЦК ВКП(б) был создан Союз писателей - принципиально новое объединение - на платформе социалистического строительства.

"Мы выступаем как судьи мира, обреченного на гибель, и как люди, утверждающие подлинный гуманизм революционного пролетариата, — гуманизм силы, призванной историей освободить весь мир трудящихся от зависти, жадности, пошлости, глупости — от всех уродств, которые на протяжение веков искажали людей труда.
Мы выступаем в стране, где пролетариат и крестьянство, руководимые партией Ленина, завоевали право на развитие всех способностей и даровании своих и где рабочие и колхозники ежедневно, разнообразно доказывают свое уменье пользоваться этим правом" - это строки из вступительной речи Горького на первом съезде писателей Советского Союза, который открылся 17 августа 1934 года.

Лев Аннинский, литературовед:
Единый процесс был учрежден, был запущен, и как потом стали говорить – "процесс пошел".

Процесс пошел, и 17 августа 1934 года в Колонном зале Дома Союзов более 600 делегатов собрались на первый съезд советских писателей. С приветствием от ЦК выступил Жданов, который потребовал от литераторов "оптимизма и героики", с основным докладом – "О социалистическом реализме" - выступил Горький.
Кроме писателей, на съезд были приглашены и люди, далекие от литературы. Так, например, доярка из Каширы обещала бороться "за социалистическое животноводство", а от писателей потребовала "больше книг, чтобы на них учиться, как бороться и как побеждать". Представитель Осоавиахима с трибуны заявил, что "советский писатель должен уметь стрелять". Съезд приобрел масштабы всесоюзного "рапорта достижений" - о своих успехаха докладывали работницы Трехгорки, хлопкоробы Узбекистана.
И все же это был писательский форум: двухнедельная работа завершилась единогласным принятием резолюции съезда и Устава Союза писателей, а "инженерам человеческих душ" - цитата из речи Сталина – оставалось развивать в своих произведениях мудрые указания вождей.

Лев Аннинский, литературовед:
"Сверху" над писателями повесили единый лозунг – "пишите талантливо", единый метод – социалистический реализм, и единое руководство – в лице Максима Горького, Карпатина и так далее".

Завороженные возможностями, которые открывал соцреализм, писатели собрались на свой первый съезд, не обратив внимания, что среди них нет сосланного в Чердынь Мандельштама, отлученного от литературы Платонова, нет Ахматовой, нет Клюева... Они не поняли, что их поезд движется в направлении Беломорканала, что провозглашенные на съезде принципы трагическим образом изменят и жизнь многих писателей, и характер всей советской литературы