18.08.2006 | 00:00

Что показывает реставрация

Исторический музей, обладающий громадными фондами, вот уже десять лет сотрудничает с Научно-исследовательским институтом реставрации. Здесь картины " лечат", определяют имя автора, если оно неизвестно, уточняют , где и когда она была написана. В выставочном зале НИИ реставрации представлено 24 произведения масляной живописи, которые приобрели первоначальный вид. Не обошлось и без открытий.

Что пришлось пережить картинам до того, как они попали в Исторический музей, часто неизвестно. Когда-то эти портреты были семейными реликвиями и украшали дворянские усадьбы. Но уже в начале ХХ века многие из них оказались на чердаках и подвалах. Часть - попала в руки коллекционеров Забелина и Щукина, которые прекрасно понимали их историческую и художественную ценность. Но не всем картинам повезло. Некоторые из них погибали от варварской реставрации антикваров, которые вместо удаления грязи и различных наслоений грубо записывали все повреждения. Случалось, что на портрете меняли положение рук или детали костюма. Все это было обнаружено в процессе исследования. Картина " На постое", которая до реставрации числилась как работа неизвестного художника, теперь обрела автора.

Ольга Архангельская, реставратор:
"В процессе работы с лаком была обнаружена надпись в правом нижнем углу - подпись и дата. Это работа художника не совсем знаменитого, - Александр Швабе. Он великолепно писал лошадей и зверей".

Еще одна обнаруженная надпись – и установлено имя изображенной на картине дамы.
Наталья Барвинская, заведующая отделом выставок:
"Портрет фрейлины Екатерины Николаевны Зиновьевой", - была надпись на обороте, которая дала возможность предполагать, что это соперница Екатерины - жена святейшего князя Григория Орлова".

Необычна история одной из икон XIX века, которые до недавнего времени не считались раритетами.
Марья Чуракова, заведующая отделом реставрации масляной живописи:
"В процессе работы с картиной мы узнали, что она является оборотной стороной пелены, снятой пелены, тоже XIX века."

После закрытия выставки картины вновь вернутся в запасники Исторического музея, так что у зрителей есть редкая возможность впервые увидеть работы, известные лишь специалистам.