27.03.2012 | 19:32

Любимов поставил "Бесов" в Вахтанговском

«Благодаря Международным Дням театра люди осознают, наконец, насколько они богаты», – писал Жан Кокто в 1962 году. Французский писатель, художник, режиссер был автором первого послания к театральному сообществу ко Дню театра. Сегодня этот праздник отмечают в пятидесятый раз. В этом году автором послания стал американский актер Джон Малкович, пожелавший своим коллегам, чтобы их творчество помогло ответить на вопрос о том, что значит быть человеком. Ответить на этот вопрос уже 25 лет пытаются в двух российских театрах, которые сегодня отмечают юбилеи. С 27 марта ведут свою историю «Табакерка» и «Школа современной пьесы». А пока они готовятся отметить юбилеи, Вахтанговский представляет премьеру – «Бесы» Достоевского в постановке Юрия Любимова. Это первая работа режиссера после ухода из Театра на Таганке.  Рассказывают «Новости культуры».

Луч света знаменитого режиссерского фонарика Юрия Любимова вот уже три месяца бороздит темноту зала Театра Вахтангова – того самого, где без малого полвека назад он был известным актером, а теперь вернулся режиссером «Бесов».

«Я старался выразить Достоевского. Я его не дописывал, никаких вольностей не позволял некоторых прогрессивных художников. Я придерживаюсь – раз взял великого классика и его знает весь мир, я не имею морального права переделывать его. Особенно тексты», – подчеркивает мастер.

Почти 30 лет назад Любимов уже ставил «Бесов» в Лондоне. Но в нынешнем спектакле все по-другому. Пространство и время сжаты до 3,5 сценических часов. Любимов настаивает: это не сценическая версия, а весь роман со всеми линиями и интригами. Во многом пророческая книга Достоевского сегодня звучит как предупреждение о возможной катастрофе. Когда уходит вера, мир становится неуправляемым. Работа с актерами театра не была легкой. Любимов не гнался за звездами Вахтанговского – в основном занял молодежь. Среди них – Сергей Епишев, Юрий Красков, Евгения Крегжде, Мария Бердинских. Впечатления у всех разные, но одинаково сильные. 

«Юрий Петрович – это легенда, и я максимально старалась прислушиваться, максимально взять у него все, что он знает. Хотелось у него многое своровать», – признается Евгения Крегжде.

«Это очень требовательный художник, чрезвычайно требовательный. Шаг вправо, шаг влево – расстрел. Все должно быть очень точно, вплоть до интонации, вплоть до слова, до подтекста, до мизансцены. Это не совсем такая работа авторская, актерская. Скорее, мы исполнители абсолютной воли режиссера, его формы, его замысла», – добавляет актер Юрий Шлыков.

На сцене любого театра мира фирменная для Любимова стилистика площадного, политического театра узнается с первых сцен.

«Он нам на каждой репетиции твердил: "Смотрите вокруг, смотрите, что у нас эти забастовки, митинги". Он все пытался нас этим заразить. Это было очень сложно, потому что актеру важнее свои какие-то внутренние вещи, а у Юрия Петровича такой политические театр. Это было тяжело», – замечает актриса Мария Бердинских.

Музыка в спектакле живая. На премьере за роялем обещают Александра Гиндина. Рояль – вообще центр сценической композиции. Кроме него из декораций – икона, бесстрастно тикающие часы, картина Клода Лоррена «Асис и Галатея». Пространство аскетично, оформление скупо. Ставка, как и всегда у Любимова, на режиссуру. Очень требовательную, жаждущую докопаться до смыслов. 

«Он заставил нас всех выполнять те требования, которые ставил. От мелочи до великого, от звучания мысли и до каблуков до ручек, до перчаток, зонтиков. Думаю, что театр выдержал с честью. И я могу с ним общаться дальше, выполнив свой долг перед ним», – говорит художественный руководитель Театра имени Вахтангова Римас Туминас.

Все материалы темы о Международном дне театра>>>