23.08.2006 | 14:29

От картины до страницы книги

Как выглядела булгаковская Маргарита или Лолита Набокова? На эти вопросы не всегда могли ответить и сами писатели. На них приходилось отвечать художникам-иллюстраторам их книг. В Пушкинском музее на Пречистенке открылась выставка современной книжной иллюстрации.

В числе представленных работ иллюстрации к "Мастеру и Маргарите", рисунки Михаила Шемякина к стихам Высоцкого, Валерия Мишина к лирике Цветаевой. Всего около 150 работ более чем двадцати художников. Все они сотрудничают с издательством "Вита Нова", которое и организовало выставку.


Следовать за текстом или создавать свой собственный мир почти без оглядки на писателя – этот вопрос встает перед каждым иллюстратором. Кто-то рисует сюжеты и героев, кто-то пытается передать настроение книги. Степень творческой свободы каждый художник определяет для себя сам
Художник Сергей Алимов рассказывает о своих принципах работы: "Уж очень перерабатывать литературные сюжеты – это не совсем этично по отношению к автору, а с другой стороны, не хочется быть чистым иллюстратором".

По некоторым иллюстрациям сразу можно понять, к каким книгам они нарисованы, не читая подписей. Жеребенок и месяц – для сборника стихов Есенина, огненно-рыжий тип – из романа Кена Кизи "Над гнездом кукушки". Иногда художники отступают от текста. На иллюстрации к "Преступлению и наказанию" за спиной Раскольникова и Порфирия Петровича стоит Федор Михайлович собственной персоной. А рисунки Михаила Шемякина к стихам Высоцкого – вообще чистые ассоциации.

Иллюстрации к довольно мрачному роману Маркеса "Сто лет одиночества" оказались неожиданно жизнерадостными. "Мне хотелось сделать как можно более яркими эти вещи, хотя в романе тема сплошного дождя сквозь весь роман проходит", - говорит автор картин художник Александр Кабанин.

Формально свободу творчества иллюстратора ограничивает только одно – желательно соблюдать размер книжной страницы. Зато техника может быть любой. Художники используют масло, гуашь, акварель, тушь. Причем техника и материалы вовсе не обязательно традиционные. Например, иллюстрации к "Слову о полку Игореве" написаны на… фарфоре! В том и прелесть выставки оригиналов книжной графики – ведь по напечатанному варианту, даже самого хорошего качества, всех этих особенностей точно не увидишь.