23.08.2006 | 15:28

150 лет Леонтия Бенуа

150 лет назад родился выдающийся российский архитектор Леонтий Бенуа. Он строил в Москве и Варшаве, но больше всего удивительных зданий спроектировал для родного Петербурга. Газета "Новое время" писала о его проектах: "В России есть уже много сооружений, которых нет в Европе, которыми мы превзошли все страны". Яркое дарование не сделало великого зодчего авторитарным. Он сумел создать свою школу, а среди его учеников есть и сторонники неоклассицизма и авангардисты.

Жилой дом на третьей линии Васильевского острова Леонтий Бенуа построил для себя. Историки архитектуры называют здание автопортретом великого зодчего - оно не похоже на привычные петербургские доходные дома.
Приветливый фасад украшен гербом семьи Бенуа и французскими лилиями, интерьеры рациональны и уютны. Зодчий с семьей жил на 4-м этаже, там же была его студия. В начале 20-х квартиру профессора Академии художеств, несмотря на ходатайства, превратили в коммуналку. Теперь его потомкам принадлежат две комнаты. Около камина часто собираются представители известного художественного клана.

В свое время Марианна Шретер, правнучка Леонтия Бенуа нашла в домашнем архиве завещание прадедушки: "Он завещал детям разделить все поровну. Пережить все власти …и жить на Родине".


Великого зодчего всегда отличало великое трудолюбие: он писал акварели, преподавал в Академии художеств и Институте гражданских инженеров, постоянно проектировал. Его деятельность пришлась на эпоху, когда один стиль приходил на смену другому. Леонтий Бенуа считал, что архитектура здания должна соответствовать конкретному месту, характеру городской среды.

Придворная певческая капелла напоминает о стиле Людовика XVI. Идею сквозных дворов с необлицованными фасадами Бенуа почерпнул во Франции. Бенуа первым стал строить дома, которые можно было пройти насквозь. Впервые в здании капеллы, затем использовал этот прием в доходных домах. Отличный пример – дом первого российского страхового общества, у него 8 проходных внутренних дворов, которые так часто снимают кинематографисты, особенно, когда речь идет о погонях.

Проекты Леонтия Бенуа отличал рационалистический подход. Клинику на Васильевском он придумал вместе с профессором Дмитрием Оттом - это был настоящий дворец медицины, не просто красивые интерьеры, но передовое техническое оснащение, которое и сейчас поражает. В конференц-зале сто лет назад стоял орган, его звуками пациентки могли наслаждаться не выходя из палат - с помощью телефона, а музыка использовалась как лечебное средство. Система вентиляции поставляла в палаты ионизированный воздух и даже запахи цветов. С помощью лифтов из подвалов поднимали стерилизованное и обязательно теплое белье.

Среди петербургских построек Бенуа - доходные дома и корпус Русского музея, который назван в честь зодчего.