27.03.2012 | 19:48

Особняк раздора

Мысли, далекие от творчества и созидания, занимают умы каждого, кто в эти дни приходит в Дом композиторов Санкт-Петербурга на Большой Морской улице. Росимущество изменило условия, на которых музыканты могут быть пользователями исторического здания. Фактически, это означает, что им придется его покинуть. Музыкальная общественность северной столицы обратились за поддержкой к властям, подчеркивая, что в этом здании в свое время работали такие выдающиеся отечественные композиторы, как Шостакович, Дунаевский, Соловьев-Седой. Рассказывают «Новости культуры».

Композитор Виктор Плешак играет свой знаменитый шлягер. Сегодня в красной гостиной петербургского Дома композиторов – заседание секции популярной музыки, которую он возглавляет. Они собираются раз в неделю. Это своеобразные интеллектуальные журфиксы. Если раньше на заседаниях секций говорили только о музыке, то теперь главная тема обсуждений другая. В ближайшее время Союзу композиторов придется покинуть это здание. Остаться без cвоего Дома – а значит без творческого общения, концертов, фонотеки – все это им кажется немыслимым.

«Это невозможно, мы тут выросли», – говорит Виктор Плешак.

В советское время государство полностью содержало Дом композиторов. В 1996 году Союз композиторов и Комитет по управлению государственным имуществом заключили договор доверительного управления на 25 лет. Несчастья начались, когда в 2010 особняк, до того принадлежавший городу, передали в федеральную собственность. Росимущество предложило Союзу композиторов заключить договор о безвозмездном пользовании – иными словами, содержать дом на свои средства. 

«По сути, лицемерный, иезуитский подход. Этот договор лишает нас средств к существованию, мы живем за счет выручки от сдачи в аренду», – поясняет председатель Союза композиторов Санкт-Петербурга Григорий Корчмар.

Власти Санкт-Петербурга в этом вопросе занимают сторону Союза композиторов. Ведь на реставрацию исторического особняка в последние годы город выделил десятки миллионов рублей. Более того, предложили Росимуществу обмен: вместо этого здания на Большой Морской – другое, тоже в историческом центре. Пока безрезультатно.

Особняк на Большой Морской улице – памятник архитектуры. В 1830-х для владельца сибирских заводов, предпринимателя и мецената Павла Николаевича Демидова его строил Огюст Монферран, автор Исаакиевского собора и Александрийского столпа. 

«Там работал Шостакович, Соловьев-Седой, там пережили войну. Это святыня, а теперь она перейдет в частные руки», – сокрушается х удожественный руководитель Мариинского театра Валерий Гергиев.

Если Союзу композиторов придется уехать отсюда, город потеряет одну из лучших концертных площадок. А Росимущество как будто не замечает, что музыканты еще не ушли из своего дома, где во всю уже хозяйничает новая управляющая компания.