30.08.2006 | 12:09

Обновленные стены старого театра: юбилей Александринки

Про Александринку говорят, что это единственный в стране театр, который точно знает свой день рождения. Ровно 250 лет назад, 30 августа 1756о года императрица Елизавета подписала указ "Об учреждении русского для представлений комедий и трагедий театра".

Юбилей Александринки на берегах Невы отмечают с размахом. Днем отреставрированное здание театра освятит Митрополит Петербургский и Ладожский Владимир. Вечером в сверкающем позолотой зале состоится торжественный прием с участием ведущих театров страны – Мариинки, Большого и Малого.

Не с вешалки, а с подарка – именно так начался первый русский театр. Императрица Елизавета пожаловала артистам придворной труппы один из бальных нарядов. Он сохранился чудом, теперь украшает музей Александринки. Историческим костюмам вообще повезло: теперь они - единственные свидетели эпохи великих мастеров. Записи Юрия Юрьева в роли Дон Жуана не существует, зато в витрине - знаменитые камзолы мастера, ставшего одновременно заслуженным артистом его величества и народным артистом СССР. Самый новый - костюм Нины Ургант из "Гамлета". Знаменитую сцену она покорила первой же ролью, от которой, кстати, хотела отказаться - не могла представить, как выйдет на подмостки в паре с легендарным Николаем Симоновым.
Сейчас Нина Ургант вспоминает: "Я так боялась, что попыталась извиниться после репетиции, заикалась, очень волновалась. Я же не знала тогда характера Симонова. Он так засмущался, покраснел, закрылся рукой и ушел, не сказав ни слова. Я думала - ну, все, моя песенка спета!"

На этот спектакль невозможно было достать билеты. Впрочем, что такое свободные места, здесь вообще не знали. Как не знали многие зрители ХХ века и названия - Александринский. В 1937 труппе присвоили имя Пушкина.

С переименованием начался "другой век" театра. Меркурьев, Толубеев, Черкасов, Фрейндлих. Они не работали на сцене - они ей служили. Они часто отказывались от киноролей - ради театрального зрителя. И самое главное, они никогда не играли - они жили профессией.

В истории театра есть разные страницы. С уходом мастеров пришлось пересмотреть репертуар: трагедии сменились мелодрамами, а комедии - водевилями. Обветшало и здание. Подвалы заливала вода, а блеск позолоты на ярусах померк в свете старой люстры. Реставрации ждали, но и боялись. Ремонт, по старой поговорке, начать можно - закончить трудно. Решение Валерия Фокина - закрыть здание на год - называли и смелостью, и безумием.

Валерий Фокин, художественный руководитель Российского государственного Академического театра драмы им. А.С.Пушкина, объясняет: "А зачем я приехал?! Я приехал в этот великий театр только с одной задачей: чтобы вернуть ему престиж - престиж во всех смыслах, и вернуть ему то значение, которое достойно его великой судьбы, этого театра".

В родные, правда, отреставрированные стены, артисты вернулись еще в начале августа. Многие говорят, что потрясены переменами. Восстановили даже гримерки на сцене – в них готовились к спектаклю Асенкова и Каратыгин. Он, кстати, проводил много времени не только на сцене, но и под ней - в специальном трюме отбывал наказание за дерзость директору. Теперь спектакли можно ставить даже там. В национальном театре, как известно, место пусто не бывает.

Читайте также:
Фестиваль императорских театров России>>
Торжества в честь Александринки