30.08.2006 | 19:40

День открытия Венеции

Картиной Брайна Де Пальмы по роману Джеймса Эллроя "Черная орхидея" со Скарлет Йохансон и Хиллари Суонк в главных ролях в Венеции открывается 63-й Международный кинофестиваль. В основном конкурсе венецианского смотра 21 картина, при этом каждый конкурсный показ имеет статус мировой премьеры.
Большое жюри возглавляет знаменитая французская кинодива Катрин Денев. Вместе с ней будут работать режиссеры Бигас Луна, Чхан Ук-Пак, Кэмерон Кроу, продюсер Пауло Бранко, актер Микеле Плачидо и актриса Чулпан Хаматова. Отдадут ли они предпочтение фильму Ивана Вырыпаева "Эйфория", станет известно 9 сентября.

В этом году Россия как никогда широко представлена на фестивале. Помимо "Эйфории" в основном конкурсе, в программе "Горизонты" покажут фильм Бориса Хлебникова "Свободное плавание", закроет киносмотр "Остров" Павла Лунгина. Зрителей познакомят с большой ретроспективой "Тайная история русского кино". В эту программу вошли 18 картин. Не удивительно, что 63-й фестиваль уже успели назвать русским. Шутят даже, что на время киносмотра Лидо превратится в русский остров. Главный виновник этого - директор фестиваль Марко Мюллер.

Отобрав в этом году для фестиваля три российских картины, Мюллер даже приезжал в Москву, давал пресс-конференцию, объясняя свой выбор: " Эти картины во многом отражают возможные варианты развития российского кинематографа. К сожалению, мы на Западе являемся полными невеждами в отношении русского кино".

Можно считать, ретроспектива "Тайная история русского кино" представлена в Венеции в качестве своеобразного киноликбеза. Картины для этого "учебника" лично отбирал Никита Михалков. Кстати, его тоже приглашали на фестиваль с новой картиной "12 разгневанных мужчин".

Среди фильмов, вошедших в специальную программу - "Веселые ребята", "Трактористы", "Карнавальная ночь", "Черемушки", "Романс о влюбленных". "Весну" Григория Александрова уже показали в Венеции 29 августа.

Марко Мюллер говорит: "Сила и заряд фильмов, участвующих в ретроспективной программе, как мне кажется, будут своеобразным ключом к сердцу европейской публики".

По словам Мюллера, картину Бориса Хлебникова "Свободное плавание" вся отборочная комиссия смотрела, затаив дыхание. Хлебников называет свой фильм провинциальным комиксом. Это история взросления молодого человека из маленького провинциального городка. Пронзительный, гармоничный и удивительно жизненный фильм. Об участии в венецианском фестивале режиссер отозвался так: "Это все дико приятно, но к этому надо относится как к охранным грамотам. Призы и фестивали позволяют дальше снимать кино".

Так же философски относится к участию в основном конкурсе режиссер Иван Вырыпаев. И в эйфорию не впадает: "Естественно, она там будет смотреться очень скромно. Но, по крайней мере, есть возможность посмотреть все фильмы и в один из вторников там будет твоя картина. Это как-то может вправить мозги".

По словам кинокритика Андрея Плахова (он в этом году будет судить конкурс дебютов), в Венеции, как правило, хорошо принимают фильмы, действие которых происходит… вблизи воды. "Остров" Павла Лунгина в этом смысле тоже отлично впишется в программу. Хотя, что говорить, это большой риск – закрывать кинофестиваль столь авторским фильмом о вере, прощении, искуплении грехов. Традиционно для закрытия выбирают красочный блокбастер. Впрочем, сам Лунгин не сомневается, в Венеции его поймут: "Фильм требует внутреннего напряжения, внутренней работы. Это не легкий фильм. И может быть, какая-то часть для итальянцев, с близостью религии к жизни… Там он будет понят".

Фильм "Остров" станет последним киносеансом фестиваля, который закроется 9 сентября. Тогда судьба Венецианских львов уже будет решена.